Комплексы гимнастических упражнений для начальной школы с оздоровительной направленностью. План-конспект "гимнастика в начальной школе" Упражнения для формирования правильной осанки
Всем известно, что малоподвижный образ жизни ведет к возникновению различных отклонений. Особенно неблагоприятно это сказывается на детях: задержка в росте, умственное и физическое отставание, снижение иммунитета. Физкультура улучшает координацию и пластику движений, прививает навыки дисциплины и способствует в дальнейшем желанию в специальных секциях.
Для чего нужна зарядка для детей?
Важно понимать значение утренней зарядки для школьников. У детей до 14 лет идет интенсивный рост костей, психического и физического развития. Поэтому очень важно школьникам уделять некоторое время в день физическим упражнениям. В 14 лет начинается половое созревание, мальчики наращивают и начинают развиваться быстрее девочек.
Но стоит учесть, что сердечно-сосудистая система у школьников, развита еще не окончательно. Часто возникают обмороки, скачки в артериальном давлении, слабость при физических нагрузках. Но, несмотря на это, не стоит отменять физические упражнения, можно сократить их интенсивность.
Гимнастические упражнения и зарядка наоборот помогают приспособиться организму ребенка к переменам и . В то время как у школьника преобладает умственная нагрузка, организм начинает уставать, страдает в первую очередь иммунитет.
Поэтому так важно делать зарядку в перерывах между учебой. К тому же школьника может навредить его позвоночнику.
Когда дети делают зарядку, укрепляются все мышцы тела ребенка.
Очень важно в первую очередь делать утреннюю гимнастику, а также нагружать ребенка физическим трудом в перерывах между занятиями.
Как приступать к утренней зарядке?
Еще одной проблемой может стать сидячий образ жизни ребенка и как следствие искривление осанки. Чтобы этого не допустить следите за положением тела детей.
Посмотрите следующее видео, в котором школьник под руководством взрослого выполняет комплекс упражнений для профилактики нарушения осанки в результате малоподвижного образа жизни.
Гимнастика на уроке в начальных классах
Некоторые особенности обучения гимнастическим упражнениям
Одной из важных задач, поставленных школьной реформой, является повышение физической подготовленности учащихся с целью обеспечения их дальнейшей полноценной и активной довоенной деятельности, службы в Вооруженных силах РК. Осуществить это можно, только постоянно повышая качество обучения на основе совершенствования методики всех форм занятий, и в первую очередь урока физической культуры.
Главное, на чем хочется остановиться в ном материале,- это показать типичные, более часто встречающиеся ошибки в ос нии упражнений раздела «Гимнастика» и п комендовать, исходя из опыта, некоторые сг бы разучивания упражнений, оправдавшие бя на практике. В то же время автору г ставляется нецелесообразным делать ре всех, без исключения, упражнений, так как из них повторяются в различных вариан последующих классах, а другие - не пред ляют трудности при обучении. Поэтому (рассматриваться те элементы, которые яв ся, на наш взгляд, ключевыми и предста! определенную трудность при разучивании, некоторые из них и не содержатся в прогр,
Обращаясь к опытным и молодым учи! и коллегам, специализирующимся не в ги тике, мы напоминаем, что предлагаемые способы разучивания отдельных упражнен являются чем-то единственным и обязател Это итог многолетней работы в общеоб вательной школе, лично накопленного с дополнение к общепринятой методике ил для школьных условий, способствующих, ктелось бы надеяться, более качественному нию учебного материала на уроках гимна
Практика показывает, что методика рс вания того или иного элемента зависит от м факторов. К ним можно отнести прежде степень одаренности занимающихся, уровфизической подготовленности (развитие гибкости), морфологические особенности возраст. Влияют на методику также и те;
екая оснащенность места занятий, наличие времени (как продолжительность отдельного занятия, так и общее их количество). В качестве примера приведу плавание: разработаны специальные программы ускоренного обучения в пионерском лагере в отличие от программы начального обучения абонементных групп или программ для ДЮСШ.
Таким образом, видно, что, в отличие от спортивной тренировки, школьный урок физической культуры ставит учителя физической культуры в довольно жесткие условия, а именно: острый дефицит времени, большое количество занимающихся, невозможность постоянного контроля за работой каждого отдельно взятого ученика и в то же время необходимость решения многих педагогических и организационных вопросов. Словом, у учителя физической культуры на уроке примерно 30 мин. для работы чисто гимнастического характера, не всегда отвечающая тре- бованиям времени техническая оснащенность спортивного зала и, наконец, главное, самый разнообразнейший по своей подготовленности и индивидуальным возможностям контингент обучающихся. И вот в таких условиях необходимо качественно освоить довольно обширный материал школьной программы.
Поэтому, по нашему мнению, и методика обучения должна иметь свои особенности в отличие от так называемой классической, предлагаемой специалистами в учебниках гимнастики для процесса спортивной тренировки с занимающимися, уже прошедшими предварительный отбор и, следовательно, обладающими определенными способностями к этому виду спорта. Многолетняя педагогическая практика подтверждает это положение.
Опыт свидетельствует: при выборе средств и методов обучения необходимо постоянно учитывать, что силовые возможности, которые в большинстве случаев являются определяющими при занятиях на уроках гимнастикой, у ребят школьного возраста весьма ограничены. Есть смысл напомнить учителям некоторые факты. Так, исследованиями доказано, что в процессе естественного развития отмечаются периоды активного нарастания силовых показателей.
У девочек это происходит примерно в 12 лет. В дальнейшем, особенно к завершению пубер-татного периода (с 14-15 лет), показатель развития абсолютной и относительной силы находится на низком уровне. У подростков и юношей отмечаются два периода прироста: в начале (примерно к 13 годам) и особенно интенсивно в конце (приблизительно в 16 лет) активной фа-
зы полового созревания.
Вместе с тем общий уровень развития силы у учащихся еще очень далек от максимального, т. е. того, которого они достигнут примерно к 20-23 годам. Поэтому нужно осторожно подходить к силовым нагрузкам, особенно занимаясь с девочками. Все сказанное о развитии силы относится в основном к тем, кто не занимается в спортивных секциях.
Приведенные данные об уровне развития силовых возможностей школьников свидетельствуют также и о том, что для большинства учащихся традиционный подход к разучиванию многих упражнений, принятый в спортивной гимнастике, не совсем приемлем. К примеру, начальное обучение размахиванию в упоре на брусьях современной, так называемой «хлестовой» техникой не подходит мальчикам V-VI классов. Требование этой техники удерживать в конце маха назад туловище слегка согнутым на практике приводит к падениям назад.
Таким образом, специфика работы на уроке, объективные данные о двигательных возможностях детей, практический опыт убеждают в том, что обучение школьников гимнастическим упражнениям в условиях урока должно иметь свои особенности. Рассмотрим некоторые из них.
Практика показала, что начинать серию уроков гимнастики в младших и средних классах (с I по VI) лучше с акробатики. Желательно (если позволяет количество матов) разделить класс на первые и вторые номера. Тогда одновременно одна половина класса выполняет задание, а вторая - исправляет ошибки и оказывает помощь. Такой способ организации эффективен, так как наряду с высокой моторной плотностью занятий достигается и высокая активность ребят, приобретаются инструкторские навыки. Применяя этот вариант работы в парах, можно успешно освоить не только абсолютное большинство акробатических упражнений школьной программы (перекаты, кувырки, разновидности стоек и т. д.), но и все варианты простых и смешанных висов и упоров, особенно если есть МУГСы - нестандартные массовые универсальные гимнастические снаряды.
Приобретению инструкторских навыков все учителя физической культуры, как правило, придают большое значение. Учитывая, что педагог не в состоянии на уроке постоянно находиться рядом с каждым учеником и контролировать его работу, автор этих строк в своей практике при разучивании любого элемента, а также и при выполнении любого задания одновременно с объяснением техники выполнения и возможных ошибок сразу же показывал, каким образом можно помочь однокласснику и как осуществить страховку и поддержку, чтобы напарник при выполнении упражнения не упал. Этому мы уделяем большое внимание постоянно на всех уроках и во всех классах и даже практикуем выборочное проставление оценок учащимся, юным помощникам педагога за четкое знание и умелое использование приемов помощи и страховки.
Мы уже говорили о том, что в I-VI классах уроки гимнастики лучше всего начинать с изучения акробатических упражнений. Итак, рассмотрим непосредственно некоторые упражнения, предусмотренные программой для учащихся-шестилеток, а также I-III классов.
Класс шестилеток. Учебной программой по разделу «Гимнастика» для учащихся этого класса среди акробатических упражнений предусмотрены группировка, перекаты в группировке. При разучивании группировки целесообразно давать побольше заданий в положении лежа на спине. Это положение позволяет активно сгибаться, округлять спину, дает возможность оттянуть носки. После этого знакомим с перекатами в группировке в стороны сначала из седа на пятках, а затем из стойки на коленях.
Перекаты назад и вперед начинаем учить одновременно, создавая условия для выполнения их слитно, не разделяя элементы друг от друга искусственно. Трудность для учеников представляет выполнение переката вперед в присед и упор присев. Практика подтверждает, что учить заканчивать перекат вперед в эти положения лучше после одного переката назад, а не
нескольких, так как первый перекат назад, полненный из упора присев, делается с довс но большой скоростью.
При разучивании вставаний после перек; в группировке оправдала себя следующая следовательность:
1. И. п.- упор присев на полу спиной к ма Перекат назад (один или несколько) и пер(вперед в сед с согнутыми ногами, ноги на п
2. И. п.- упор присев на матах. Те же пс каты в сед согнув ноги на матах.
3. То же, что в упражнениях 1, 2, но из согнув ноги.
4. Перекаты в присед ноги на полу с до нительной опорой руками сзади в конце п ката вперед.
5. То же без дополнительной опоры рук
6. Перекатом вперед присед, ноги на n вначале также с помощью рук.
7. На матах перекат назад в группиров перекат вперед в упор присев.
8. То же с последующим прыжком ве
После освоения этих упражнений можно ступить к разучиванию кувырка вперед.
Упражнения в равновесии. Программой класса шестилеток предусмотрено изучение дующих упражнений в равновесии - на мтом и приседанием, по наклонной скамейю рейке гимнастической скамейки.
Обучая упражнениям в равновесии на настической скамейке (в том числе и на г вернутой) и низком бревне, во всех мл а классах мы часто даем варианты передвиж с закрытыми глазами в сопровождении нера, держащего ученика, выполняющего уп нение, за руку. Помимо того, что такие уп нения весьма эффективно развивают у I чувство равновесия, способствуют выра(правильной осанки, они еще и очень прив тельны для самых маленьких школьников как дают возможность проявить смелость.
I класс. Акробатические упражнения для первоклассников - кувырок вперед, стойка н патках согнув ноги. Остановимся на перво ражнении. Обучение кувырку вперед слначать с повторения перекатов в группировк тем изучаем кувырок поперек матов с расчетом, чтобы дети заканчивали его в жении ноги на полу, поскольку пониженна; ра облегчает вставание.
Тем, кто с трудом осваивает активное (бание ног и движение плечами вперед в н кувырка, можно предложить отрабатывать элемент под небольшой уклон. Для этот статочно положить под мат мостик. Часто боятся начального движения головой вп вниз. Чтобы исправить этот недостаток, n порекомендовать выполнение кувырка на шенную поверхность, т. е. на 2-3 мата, женных друг на друга. Упражнение делав упора присев, руки на матах.
Упражнения в равновесии для первокл ков включают ходьбу по бревну, перешагь на гимнастической скамейке и бревне чер бивные мячи.
При обучении упражнениям в равновес да и во всех, без исключения, других к мы применяем такую последовательность
полу, 6) на перевернутой гимнастической скамейке, в) на бревне. Если разучивается какая-либо комбинация, советуем учителям физической культуры освоить ее с учениками на полу до полного запоминания ими и только после этого переходить к следующему этапу.
Висы и упоры. После освоения на уроках гимнастики в I классе акробатических упражнений, а также упражнений в равновесии можно приступать к висам и упорам - упражнениям в висе лежа, упоре, упоре стоя и лежа. Из всего многообразия висов и упоров на уроках в I, а также во II-III классах стараемся подбирать упражнения для группового выполнения (даже на стандартных снарядах), а не поточного. Это делает-ся для того, чтобы повысить моторную плот-ность занятий, использовать вариант работы в парах - один делает, а другой исправляет ошибки, страхует и помогает ему.
II класс Для оценки развития силы учащих-ся в перечень учебных нормативов за II класс включено подтягивание: мальчики на высокой перекладине из виса, девочки на низкой пере-кладине из виса лежа. У мальчиков 3, 2, 1 под-тягивания оцениваются баллами «5», «4», «3», у девочек - соответственно 8, 6, 4 раза.
В учебниках по гимнастике подтягивание на перекладине классифицируется как силовые перемещения - медленные переходы из одного статического (вис) положения в другое (вис на согнутых руках). Из этого определения видно, что не следует увлекаться какими-либо дополнительными колебательными движениями ногами и туловищем ни в начале каждого подтягивания, ни в процессе его. Порой в практике мы, педагоги, разрешаем ученикам делать рывки, использовать махи и т. д. Выполненное таким способом большое количество «подтягиваний» может создать у ученика неправильное, завышенное представление о своих силовых возможностях. Поэтому в данном случае совет может быть один: лучше сразу же учить ребят правильному выполнению этого упражнения.
В акробатические упражнения, которые разучивают второклассники, включаются перекаты назад в группировке с последующей опорой руками за головой; два кувырка вперед; стойка на лопатках, из положения лежа на спине - «мост».
Остановимся на последних двух упражнениях как наиболее сложных для выполнения учащимися и требующих, как и все другие акробатические упражнения, соответствующего развития координационных способностей и двигательных качеств.
Положение стойки на лопатках полезно предварительно побольше повторить, сначала стоя на полу и затем в седе, обращая внимание на прогибание туловища и отведение локтей назад. Непосредственно выполнять стойку лучше сперва из положения стойки на лопатках согнув ноги с последующим их выпрямлением и уж только после этого - из седа перекатом назад согнувшись с прямыми ногами. Уже с первых попыток учитель физической культуры внимательно следит за учащимися, помогает принять правильное (выпрямленное) положение тела. В этом педагогу обычно очень активно помогают юные инструкторы, наиболее подготовленные ученики. Готовясь к разучиванию «моста» из положения лежа на спине, предварительно можно использовать различные варианты наклонов назад у стены и гимнастической стенки. При выполнении собственно «моста» хорошо зарекомендовало себя задание на покачивание, т. е. поочередный перенос центра массы тела с рук на ноги и обратно. Подчеркиваем, что это упражнение полезно для дальнейшего разучивания вставания с «моста», поворота в упор присев.
Упражнения в равновесии для учеников 11 класса включают ходьбу по бревну на носках, повороты. При разучивании поворотов на бревне следует постоянно напоминать учащимся, что выполнять данное упражнение нужно не сгибаясь, глядя точно вперед. Почаще обращайте внимание учеников на то, чтобы они держали туловище строго вертикально. Ведь при малейшем отклонении туловища от строго вертикального положения происходит потеря равновесия. Для наглядности это можно показать. Кстати, в младших (да и в средних) классах, благодаря особенностям мышления детей, очень помогает исправлять ошибки утрированный показ этих ошибок с их последствиями.
Начиная знакомить учащихся с техникой лазанья по канату, мы уделяем большое внимание таким деталям, как захваты каната ногами, и прежде всего когда упражнение выполняют девочки. При разучивании способов захватов, техники движений ногами необходимо, чтобы ноги не скользили по канату. В этой связи разъясняем ребятам, что лазанье по канату в носках, в «чешках» или кроссовках на толстой, негнущейся подошве очень неудобно из-за скольжения ног вниз. Удобнее всего это упражнение выполнять в обуви на тонкой резиновой подошве (кеды, полукеды и т. д.).
III класс Практика показывает, что из акробатических упражнений, которые изучаются третьеклассниками, особую трудность может вызывать кувырок назад. Поэтому мы и остановимся на некоторых особенностях обучения младших -школьников этому гимнастическому упражнению.
Кувырок назад является довольно сложным элементом, и обычно дети в начальной стадии разучивания допускают существенные ошибки. Так, вначале они делают перекат назад медленно, пассивно. Потом же, стараясь исправить этот недостаток и выполнить перекат побыстрее, они начинают запрокидывать голову назад и выпрямляют спину. Учителя физической культуры знают, что это приводит к удару затылком о мат. Вторая, также очень распространенная и, мы считаем, главная ошибка - неправильная постановка рук. Здесь следует особо подчеркнуть, что совершенно справедливо в программу 11 класса в раздел «Гимнастика» как самостоятельный элемент включен перекат назад в группировке с последующей опорой руками за головой. Чтобы подготовить учащихся к выполнению кувырка назад, их действительно надо вначале научить перекату назад. Этому нужно в самом деле много учить.
Для того чтобы по возможности исправить ошибки, при обучении кувырку назад мы в своей практике используем следующие упражнения:
1. И. п.- упор присев. Поставить руки не-
сколько вперед и перенести центр массы тела на них.
2. И. п.- в группировке. Перекаты назад и вперед.
3. И. п.- в группировке. Перекат назад в быстром темпе.
4. Перекаты назад с постановкой рук за головой.
5. И. п.- стоя спиной к стене. Опираясь руками о нее за плечами, следить, чтобы голова была опущена.
6. То же с последующим выпрямлением рук.
7. Кувырок назад под уклон в сед на пятках.
8. Кувырок назад в сед на пятках на ровной поверхности.
9. И. п.- упор присев. Кувырок назад в группировке в упор присев.
В IV классе в разделе «Гимнастика» особенно трудным, судя по моему опыту, упражнением для школьников можно считать опорный прыжок - вскок в упор присев, соскок прогнувшись (козел в ширину, высота - 80-100 см). Многие годы я скрупулезно анализировал, почему учащиеся с таким напряжением осваивают данный опорный прыжок. В итоге практика показывает, что при опорном прыжке вскок в упор присев и соскок прогнувшись положения именно упора присев, как такового, не нужно, ибо оно только затрудняет прыжок. Мы учим, раньше начав отталкивание руками, напрыгивать на снаряд не в упор присев, а в присед, руки вперед-вниз и в темпе выпрямляясь, делать соскок.
Котов В.Н., учитель физической культуры
КГУ «СШ №10 с. Николаевка» Осакаровского р-на.
План-конспект урока по физической культуре во 2-м классе по теме "Гимнастика"
, учитель физической культуры
Задачи урока.
Функционально воздействовать на основные части тела посредством ритмической гимнастики.
Развивать координацию движения, ловкость, гибкость, внимание.
Совершенствовать изученные элементы акробатики.
Метод проведения:
Индивидуальный,
Групповой,
Фронтальный,
Поточный.
Место проведения: спортивный зал.
Оборудование и инвентарь: магнитофон, маты, гимнастическая стенка, скамейки, мяч.
Ход урока
Содержание урока.Дозировка.
Организационно-методические указания.
I. Вводная часть урока - 12 минут
П построение, приветствие, сообщение задач урока.
Перестроение из одной шеренги в 4 по расчету 9, 6, 3, на месте.
Обще развивающие упражнения под ритмическую музыку. Например - Стаса Намина "Богатырская наша сила".
1. - полуприсед с наклоном головы вправо, правая рука в сторону.
2. - исходное положение.
3. - полуприсед с наклоном головы влево, левая рука в сторону.
4. - исходное положение.
5. - полуприсед с наклоном головы вперед, обе руки вперед-вниз.
6. - исходное положение.
7. - полуприсед с наклоном головы назад, обе руки вниз-назад.
8. - исходное положение.
Исходное положение - основная стойка.
1. - правое плечо вверх.
2. - левое плечо вверх.
3. - правое плечо вниз.
4. - левое плечо вниз.
Исходное положение - основная стойка.
1-2 - встать на носки, дугами наружу руки вверх с хлопками над головой.
3-4 - исходное положение с хлопком руками о бедра.
Исходное положение - основная стойка - ноги врозь, руки на поясе.
1. - поворот туловища вправо, руки в стороны.
2. - исходное положение.
3. - поворот туловища влево, руки в стороны.
4. - исходное положение.
Исходное положение - основная стойка - ноги врозь, руки в стороны.
1. - наклон вперед к правой ноге и хлопок под ней.
2. - исходное положение.
3. - наклон вперед к левой ноге и хлопок под ней.
4. - исходное положение.
Исходное положение - руки согнуты к плечам, пальцы в кулак.
1. - мах правой ногой в сторону, руки вверх, пальцы врозь.
2. - приставить левую к правой, полуприсед на обеих ногах, вернуться в исходное положение.
3. - 3-4 то же, что на счет 1-2, но в другую сторону.
Бег на месте, вперед, назад, вправо, влево, с высоким подниманием бедра.
II.
Основная часть - 28 минут.
Два ряда гимнастических матов уложены заранее. Перестроение и распределение учащихся по два человека на гимнастическом мате.
Упражнения в положении сидя и лежа.
Сидя с прямыми ногами, выполнять пружинистые наклоны вперед, стараясь дотянуться до своих носков.
Из положения сидя в упоре перекат назад в группировке и возвратиться в исходное положение.
Из положения лежа - сед углом, руки в стороны.
Исходное положение - сед по-восточному с захватом стоп руками, пружинящие движения коленей в стороны.
Исходное положение - лежа на спине, поднять прямые ноги и коснуться ступнями пола за головой.
Исходное положение - лежа на животе, ноги вместе, руки вперед.
1 - поднять руки и ноги - прогнуться.
Лежа на животе - расслабиться.
Упор присев лицом к матам, выполнить кувырок вперед.
Сидя на матах, перекатом назад, выполнить стойку на лопатках.
10.
Из положения лежа выполнить "мост".
11.
Лежа на спине, расслабиться.
Перестроение в колонну по одному и переход на скамейку.
5 гимнастических матов расположены вдоль. Учащиеся выполняют задания поточным методом и шагом возвращаются на скамейку.
Передвижение на четвереньках в упоре сзади, спиной вперед "крабики".
Бег на коленях.
Прыжки в длину с места.
В парах.
Один из партнеров передвигается на руках, другой держит его за ноги.
Передвижение на четвереньках под партнерах, стоящим в положении упора в наклоне (чередуясь).
Полоса препятствий.
Учащиеся располагаются на скамейке. Выполняется поточным методом.
Бег 5 метров - пролезание под барьером на четвереньках - прыжок через плинт - залезание на гимнастическую стенку и перемещение по ней (4 лестницы) приставными шагами - скатывание по наклонной скамейке, закрепленной на гимнастической лестнице - 2 кувырка вперед в группировке на акробатической дорожке - возвращение на скамейку.
III. Заключительная часть - 5 минут.
Упражнения на внимание.
Подведение итогов полосы препятствий.
Подведение итогов урока.
Организованный уход в раздевалку.
5-6 раз.
5-6 раз.
5-6 раз.
5-6 раз.
5-6 раз.
5-6 раз.
20 секунд.
1 минута.
15 раз.
10-12 раз.
7-10 раз.
15 раз.
10 раз.
10 раз.
30 секунд.
5-6 кувырков.
5-6 раз.
3-4 раза.
15-20 секунд.
7 метров.
7 метров.
5 прыжков.
5 метров.
7 метров.
1-2 раза.
Измерение ЧСС.
Спину держать ровно.
Поднимаем только плечо.
Хлопки делать в такт музыки.
Руки при повороте не опускать, ноги от пола не отрываются.
При наклоне ноги не сгибать.
Мах прямой ногой.
Соблюдать ритм музыки.
Напоминаем детям технику безопасности при выполнении данных упражнений.
Ноги в коленях не сгибать.
Без помощи рук.
Можно помочь себе руками.
Спину держать ровно.
Ноги можно сгибать.
Держать на 4 счета.
Спина круглая, захват руками коленей.
Держать на 4 счета, обратить внимание на упор локтями.
Держать на 4 счета.
Следить за соблюдением интервала.
Измерение ЧСС.
Руки согнуты в локтях.
Мягкое приземление.
Спину держать ровно.
Проползание на четвереньках.
Контролировать соблюдение дистанции.
Измерение ЧСС.
Литература:
Фирилева Ж.Е., Сайкина Е.Г. "СА-ФИ-ДАНСЕ "Танцевально-игровая гимнастика для детей.
Ежи Талага "Энциклопедия физических упражнений".
ББК 74.267.5я721 ПЗО
Рецензенты:
кафедра гимнастики Московской государственной
академии физической культуры
(зав. кафедрой канд. пед. наук, проф. Е. Е. Биндусов),
д-р пед. наук, проф., засл. тренер Российской Федерации,
акад. МАИ Н. Г. Сучилин
ПРЕДИСЛОВИЕ
Петров П. К.
ПЗО Методика преподавания гимнастики в школе: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. - 448 с.
ISBN 5-691-00412-3.
В учебнике отражены основные вопросы теории и методики преподавания гимнастики в общеобразовательной школе. Большое внимание уделяется структуре урока, педагогическому контролю за успеваемостью учащихся, вопросам планирования учебной работы по разделу гимнастики комплексной программы физического воспитания учащихся 1-11 классов.
Адресован студентам высших учебных заведений. Будет полезен учащимся педагогических училищ и колледжей, учителям и методистам.
ББК 74.267.5я721
© Петров П.К., 1999
© «Гуманитарный издательский
центр ВЛАДОС», 1999 © Серийное оформление.
Художник Токарев Ю.В., 1999
ISBN 5-691-00412-3
Гимнастика с методикой преподавания - одна из основных дисциплин учебного плана факультетов физической культуры. Важное место в этом курсе отводится методике подготовки и проведения уроков по основной гимнастике в школе. Основная гимнастика является базовой частью комплексной программы физического воспитания учащихся общеобразовательной школы и государственного стандарта.
Средства гимнастики, безусловно, являются наиболее эффективными в физическом воспитании детей, подростков, оказывают значительное влияние на их здоровье, развитие физических качеств. В последние годы гимнастика обогатилась новыми нетрадиционными видами, такими как ритмическая гимнастика, атлетическая гимнастика, стретчинг, шейпинг, ушу, хатха-йога и т. д. Возросли требования к основам знаний учащихся, к использованию на уроках современных средств и методов обучения.
Урок физической культуры с гимнастической направленностью как основная форма занятий считается одним из ведущих критериев, отражающих уровень профессионально-педагогической подготовленности специалистов физического воспитания для средних общеобразовательных школ. Однако, как показывает анализ научно-методической литературы, учебников, в которых более детально и систематизировано раскрывались бы технология планирования учебного материала, обучения и применения на уроках и при самостоятельных занятиях традиционных и нетрадиционных видов упражнений, использование современных методов и средств, на сегодняшний день практически не имеется.
Поэтому учебник, подготовленный П. К. Петровым, в определенной степени восполняет этот пробел. В книге на достаточно высоком методическом и профессиональном уровне излагается методика обучения и проведения базовых упражнений школьной программы (висы и упоры, акробатические упражнения и прыжки, упражнения в равновесии). Для освоения каждого базового упражнения программы приводятся последовательность обучения, методика страховки и помощи, раскрываются типичные ошибки. Все это имеет важное значение, так как нарушения в последовательности обучения гимнастическим упражнениям, незнание и плохое владение приемами страховки и помощи могут привести к травмам. В целях организации самостоятельной и индивидуальной работы с учащимися при освоении наиболее сложных упражнений предлагаются обучающие программы, составленные по типу алгоритмических предписаний. Определенный интерес представляют и примерные комбинации для совершенствования освоенных элементов и контрольных уроков.
Большое внимание в учебнике уделено методике обучения и проведения общеразвивающих и нетрадиционных видов упражнений. В разделе «Методика организации и проведения контроля знаний» автор как один из известных специалистов в облас- „ ти программированного обучения и компьютеризации в учебном процессе рекомендует использовать для этих целей новые информационные технологии. Много внимания уделено методике подготовки, проведения и оценки урока физической культуры с гимнастической направленностью с учетом современных требований.
В связи с этим мы надеемся, что учебное пособие окажется хорошим подспорьем в профессионально-педагогической подготовке студентов факультетов физической культуры, работе преподавателей и методистов по педагогической практике.
Зав. кафедрой методики физвоспитания
и спортивной тренировки МГАФК,
доктор педагогических наук,
профессор Ю. В. Менхин
Глава 1. Урок гимнастики в школе
1.1. Характерные особенности и задачи урока гимнастики в школе
Урок является основной формой организации занятий по гимнастике в школе. Преимущество урочной формы проведения занятий заключается в том, что руководящая роль здесь принадлежит учителю, который обеспечивает эффективность учебно-воспитательного процесса путем плановой работы в соответствии со стабильным расписанием, правильного определения целей и задач каждого занятия, подбора средств для решения поставленных задач, оказания квалифицированной помощи учащимся (показ, объяснение упражнений, исправление допущенных ошибок, обеспечение страховки), организации занимающихся на активное овладение специальными двигательными навыками на фоне повышенного положительного эмоционального состояния школьников.
Урок должен содержать определенные общие задачи, выполнение которых обеспечивается всем процессом обучения, и складывается из последовательно решаемых конкретных задач: образовательных, оздоровительных и воспитательных.
Образовательные задачи заключаются в обучении детей выполнению гимнастических упражнений, предусмотренных программой, получении учащимися знаний о гимнастической терминологии, самоконтроле при выполнении общеразвивающих упражнений, правилах безопасности, страховки и помощи при выполнении упражнений на гимнастических снарядах. Последовательное выполнение образовательных задач приводит к систематическому, прочному и полному изучению всего учебного материала. Для решения одних образовательных задач необходимо относительно длительное время (серия последовательных
с
уроков), а для решения других - достаточно лишь одного урока. Например, научить лазанью по канату в три приема на одном уроке довольно сложно. Поэтому такая задача может быть общей для серии уроков. А вот задача научить правильному захвату каната ногами может быть решена в течение одного урока. Именно эта задача и должна быть поставлена в таком случае как одна из частных для конкретного урока.
Конкретной является такая образовательная задача, в формулировке которой отражен конечный результат данного урока. В связи с этим целесообразно при постановке задач на уроках использовать следующие глаголы: научить (например, наскоку на мостик при обучении опорным прыжкам или приземлению и т. п.), если обучение упражнению ведется, в течение нескольких уроков, то на первом уроке можно поставить задачу учить, а на последующих - продолжить учить; при условии, когда гимнастическое упражнение освоено, можно ставить задачу закрепить или совершенствовать его; в определенных случаях, когда основной задачей является не формирование навыка, а только ознакомление, - задача урока формулируется глаголом ознакомить, когда же основная цель урока состоит в определении качества освоенного упражнения или комбинации, то задачу урока можно обозначить словом оценить. Такие конкретные за- „ дачи записываются в конспекте и доводятся до сознания учащихся на каждом уроке. Нечеткая, неконкретная постановка образовательных задач приводит к нарушению логики учебного процесса, дезориентирует учащихся, снижает их активность.
Параллельно с образовательными учитель ставит и оздоровительные задачи, решение которых в последние годы становится одной из основных целей в физическом воспитании детей и подростков. Одной из важнейших оздоровительных задач на занятиях гимнастикой является задача по формированию у детей правильной осанки. Немаловажное значение для решения оздоровительных задач приобретает соблюдение гигиенических условий проведения занятий и мер предупреждения травматизма. На достижение этой цели направлены усилия учителя по подбору и дозировке физических упражнений, на обучение правильному дыханию при их выполнении. Значительную помощь учителю в этом плане могут оказать включенные в урок элементы из так называемых нетрадиционных видов гимнастики, таких как дыхательная гимнастика, ушу, хатха-йога и др. Решая оздоровительные задачи, учитель должен обучать учащихся методам самоконтроля и оценки состояния здоровья.
Уроки гимнастики имеют большие возможности для решения
воспитательных задач, таких как дисциплинированность, внимательность, аккуратность, коллективизм, настойчивость в преодолении трудностей, эстетика движений и т. д. Оздоровительные и воспитательные задачи должны решаться в неразрывной связи с образовательными.
Уроки гимнастики в школе в зависимости от педагогических задач могут быть: вводные (в начале прохождения раздела), на которых учитель ставит задачи учебной работы, сообщает требования к учащимся, раскрывает содержание программного материала, может проверить уровень физической подготовленности и качество выполнения основных упражнений за предыдущий класс; уроки изучения нового материала; уроки повторения, направленные на закрепление и совершенствование ранее освоенных упражнений или комбинаций, они могут предшествовать контрольным, комбинированные (смешанные) уроки, сочетающие изучение, повторение и совершенствование ранее освоенных упражнений (имеют наибольшее распространение в школе).
Контрольные уроки проводятся либо после прохождения части раздела программного материала, либо в конце раздела гимнастики и направлены на выявление успеваемости и подготовленности учащихся. На таких уроках оценивается техника выполнения гимнастических упражнений или комбинаций. Контрольный урок, проводимый в конце раздела гимнастики, желательно организовывать в виде соревнований по гимнастике*-