Пиктограммы в олимпийских играх. Пиктограммы в олимпийских играх К какому виду спорта делается пиктограмма

Дидактические игры «Зимние виды спорта» для детей 5-7 лет


Описание материала: предлагаю вам дидактические игры для детей старшего дошкольного возраста по теме «Зимние виды спорта». Основная цель: создание условий по формированию начальных представлений об Олимпийских играх и зимних видах спорта. Данный материал будет полезен для воспитателей старшей и подготовительной групп и поможет сделать содержательнее не только образовательный процесс, но и досуг.

Дидактические игры, способствующие ознакомлению старших дошкольников с зимними видами спорта

Цель: формирование интереса к занятиям физической культурой и спортом.
Задачи:
Формировать начальные представления об Олимпийских играх и зимних видах спорта.
Развивать познавательную активность и любознательность
Повышать мотивацию к занятиям физическими упражнениями.

В 2014 году в нашей стране проходило яркое и масштабное событие XXII Олимпийские зимние игры. В ДОУ мы реализовали проект «Вместе мы победим!», посвященный этим играм. Чтобы сделать ознакомление детей с Олимпийскими играми и зимними видами спорта более интересным и увлекательным я сделала несколько дидактических игр. Дидактические игры по сравнению с другими видами, игр имеют характерную особенность: они являются источником знаний и спорте и физической культуре. Изготовление таких игр в наш век ИКТ не вызывает затруднений. Качаем картинки, составляем игры, распечатываем и, чтобы они прослужили долгое время – ламинируем.
И теперь ежегодно, когда в январе реализуется тематическая неделя «Зимние виды спорта», воспитатели используют их в своей работе. В непрерывной образовательной деятельности формируются представления об Олимпийских играх, о зимних видах спорта. Параллельно формируются у детей и гражданская принадлежность и патриотические чувства. Ведь такое масштабное событие, как XXII Олимпийские зимние игры, проходило именно в нашей стране в г.Сочи. Такая тема также позволяет формировать интерес к событиям, происходящим в стране, воспитывать чувство гордости за ее достижения, уважение к своим соотечественникам-спортсменам.
Дети, узнавая много нового и интересного о спортивной жизни нашей страны, Олимпийских играх, спортсменах – участниках Олимпиады, приходят к выводу, что физическая культура и спорт очень интересны и полезны для здоровья. У них появляется желание быть похожими на великих спортсменов, заниматься спортом. Чаще возникает желание реализовать знания об Олимпийских играх, зимних видах спорта в самостоятельной деятельности.

Лото «Снаряди спортсмена».
Цель: учить детей подбирать соответствующий инвентарь и экипировку для спортсменов.





Лото «Пиктограммы Сочи-2014»
Цель: учить детей называть виды спорта и подбирать соответствующие пиктограммы.


Игра «Подбери пиктограмму».
Цель: закреплять знания детей об олимпийских зимних видах спорта.
Необходимо подобрать пиктограмму к соответствующему виду спорта, и назвать его.


Игра «Найди фрагмент»
Цель: формирование умения сравнивать объекты, устанавливать их сходства и различия.
Детям раздаются маленькие картинки-фрагменты. Необходимо найти какой картинки они принадлежат.


Игра «Найди пару»
Цель: учить детей подбирать одинаковые пиктограммы, выполненные в строгой и лаконичной, монохромной гамме и соответствующие пиктограммы, выполненные в гамме «лоскутного одеяла».



Игра «Картинка рассыпалась»
Цель: развитие внимания, памяти, мышления, усидчивости, мелкой моторики.
Необходимо собрать картинку сначала по образцу, затем – без. Изображения – зимние виды спорта, символы Олимпиады «Сочи-2014».




Игра «Сложи дорожку».
Цель: развитие умения сравнивать и группировать по цвету, развитие цветовой гаммы (закрепление названий основных и дополнительных цветов), умение отличать цветовые сходства и различия.



Игра «Четвертый лишний»
Цель: учить называть и различать зимние и летние виды спорта.



Карточная викторина
Цель: закреплять знания детей об Олимпийских играх и зимних видах спорта.

Олимпийские пиктограммы, обозначающие виды спорта, учавствующие в программе игр, появились как минимум с берлинской олимпиады 1936 года, с которых началось возрождение олимпийского движения. Но это были примитивные и не систематизированные изображения.

С тех пор эти наборы пиктограмм стали важной (и чрезвычайно интересной) частью графического оформления каждой олимпиады, его ключевым стилистическим элементом.

Олимпийские пиктограммы - всем нам привычные значки. Если говорить языком официальных определений, это стилизованные изображения олимпийских видов спорта для максимально наглядного ориентирования участников, гостей и туристов Олимпийских Игр относительно мест проведения соревнований по видам олимпийской программы. Казалось бы, все просто: дают задание группе художников и вуаля - пиктограммы готовы, встречаем гостей. Но и у этих маленьких картинок своя большая история.

Впервые же пиктограммы были официально приняты как символ Олимпийских игр в 1964 году на летних соревнованиях в Токио. Всего было создано 20 спортивных пиктограмм и 39 информативных (обозначения туалетов, кафе ит.п.) - и это была первая упорядоченная система пиктограмм. Разработали ее художник Масару Кацуми и графический дизайнер Йоширо Ямашита.

Справедливости ради отметим, что вообще самые первые олимпийские пиктограммы, но не спортивные, а информативные - появились в Лондоне в 1948 году.

Вообще же олимпийские пиктограммы навсегда и неразрывно связаны с именем гениального дизайнера-графика Отто Айхера. Айхер человек удивительной судьбы. Жена Айхера была из семьи основателей движения Белой Розы во время второй мировой войны. Ее семья почти целиком была уничтожена. Сам Айхер отказался вступать в Гитлер Югенд. Я думаю, не стоит говорить, чего стоило этим людям просто выжить и потом основать Ульмскую школу дизайна, из которой взяло свое начало движение Practical Utopia (прагматическое направление дизайна, которое, тем не менее, не было столь узко утилитарным). Айхер и его школа стали идейными создателями того, что сейчас привычно нам всем - кухни. Да-да, кухни как эргономического единства, удобной и функциональной комнаты в каждой квартире и каждом доме, при этом пространства, где можно не только готовить, но и «жить». Еще Айхер, например, создатель логотипа Lufthansa. Ну да я отвлеклась. О пиктограммах. Айхер создал серию пиктограмм для Олимпийских Игр в Мюнхене в 1972 году. Удивительно, но тогда же в том же Мюнхене создать свою серию пиктограмм мечтал и Василий Кандинский. Однако создал самые знаменитые пиктограммы, задрав планку бесконечно высоко именно Айхер. И это был успех, его пиктограммы покупали потом для проведения Игр другие страны. Кстати, навигацию московской Олимпиады тоже хотели купить, однако Советский Союз не пожелал продавать права.

У пиктограмм Айхера своя сложная судьба. Он работал над ними в течение пяти лет с коллективом художников. По задумке дизайнера и организаторов Олимпийских Игр, Мюнхенские соревнования должны были стереть воспоминания и устойчивую ассоциацию с берлинскими Играми 1936 года, которые часто называли нацистскими. Айхер старался избежать агрессивных линий, отказался от красно-черных тонов. Но судьба штука коварная: террористы из «Черного сентября», гибель одиннадцати израильских спортсменов. Тем не менее, айхеровские пиктограммы стали известны на весь мир. Несколько лет спустя в Москве Айхер, выступая перед коллективом ВНИИТЭ, сказал: «дизайнера, взявшегося за решение такой задачи, как организация визуально-графической среды Олимпийских игр, можно сравнить с музыкальным ансамблем, в распоряжении которого всего три-четыре инструмента, но который обязан, тем не менее, исполнить красивую гармоничную мелодию». Айхеру мелодия удалась. Многие страны, принимавшие у себя Олимпийские игры, хотели купить его пикторгаммы, но смогли это сделать немногие, права на использование стоили слишком дорого. Немецкие пиктограммы использовались на летней олимпиаде 1976 года в Монреале, и на зимней в Калгари в 1988 году. Вообще новые наборы пиктограмм создавались крайне редко. Самые известные, помимо токийских и мюнхенских - Мехико-1968 году и Москва-1980.

Само собой, создание собственно графико-семиотической системы для Олимпийских Игр было крайне престижно. Но на удивление пиктограммы для Олимпиады-80 были нарисованы не на заказ. Их создал питерский (ленинградский) спортсмен-художник Николай Белков, но обо всем по порядку. О Николае Белкове известно немногое, пожалуй, самую трогательную и подробную историю написал о нем А. Яковлев в сборнике «Панорама» в 1980 году. Еще что-то я узнала из интервью с дочерью Белкова.

В детстве Николай Белков не был угрюмым или одиночкой, но и душой компании он тоже не был. Он был как бы и со всеми и как бы сам по себе. Он удивительным образом добивался успеха во всем. Сначала в 12 лет был футбол. И довольно быстро в юношеской команде Белков стал отличным игроком. Но тут вдруг он обнаружил в себе тягу к рисованию и, в конце концов, спорт отошел на задний план и Белков ушел из команды. Постоянно делая наброски, придумывая рисунки, образы Николай Белков все же не мог забыть и о спорте. Он пошел в пятиборье. И опять все далось юноше легко. Он сразу стал тренироваться с пятиборцами, которые занимались уже несколько лет. Белков стал мастером и спорта и его прочили в сборную СССР. Потом он пошел в Армию, после еще занимался пятиборьем и вдруг неожиданно для всех решил поступать в Ленинградское высшее художественно-промышленное училище имени В. И. Мухиной. И снова стал меньше внимания уделять спорту. Когда, уже учась на пятом курсе (легко Белков брался за дело, но бросал всегда нелегко) он решил не обманывать ни себя, ни тренера и уйти из пятиборья навсегда, тренер попросил его сделать спорту подарок - нарисовать плакаты и значки к празднованию юбилея Федерации пятиборья. И Белков решил, что сделает темой своего диплома конструирование комплекта снаряжения для пятиборцев. Он долго работал над созданием эмблем пяти видов спорта и в какой-то момент заметил общий принцип. И тут родилась мысль попробовать вообще все виды спорта изобразить в виде пиктограмм. Несомненно, Белков был не просто самородок, он был прекрасно знаком с работами Айхера и других дизайнеров. Но он вдруг понял, что может сделать лучше, и это окрылило его. Как пишет Яковлев и подтверждает дочь Белкова, Николай просто заболел, как будто сошел с ума, он творил, он чувствовал, что делает то, с чем навсегда будет связано его имя. В конце концов, диплом Белкова поменял тему и стал называться «Система пиктограмм олимпийских видов спорта». Диплом он защитил с отличием.

Пиктограммы Белкова были принципиально новы, это было открытие. Николай знал спортивную жизнь изнутри, это помогло ему «оживить» фигурки спортсменов. Секрет прост как все гениальное: фигуры построены на основе углов 30 и 60 градусов, а не 45-90-135, как в системе Айхера. Пиктограммы Белкова построены на новом принципе: если до него художники как бы оставляли своих спортсменов «парить» на пустом поле квадрата, фигуры у Николая Белкова четко зафиксированы в пространстве. Его эмблемы можно применять в прямом, обратном контурном и обратном контурному изображениях, они могут иметь цветные и теневые градации, увеличиваться или уменьшаться; значительно уменьшенные, они могут стать тангирной сеткой и использоваться при печатании билетов и пропусков.

Белков решил свои пиктограммы запатентовать. И сделал это успешно. Закончу цитатой из рассказа Яковлева: «Получено авторское свидетельство -- пиктограммы запатентованы. У Московских игр есть свое графическое эсперанто». Николай Белков трагически погиб 12 лет назад. Как и у многих гениев, судьба у него сложилась непросто: слава в 80-ые и забвение потом.Но этот человек остался в истории.

1. Летняя олимпиада 1964 года, Токио

Некоторые из пиктограмм, разработанных для олипиады в Токио японским графиком Юсаку Камекура (Yusaku Kamekura). Арт-директором программы оформления игр был выдающийся деятель японского графического искусства Масару Кацуми (Masaru Katsumi), также принимавший участие в оформлении зимней олимпиады 1972 года в Саппоро.

2. Летняя олимпиада 1968 года, Мехико

Пиктограммы работы американского дизайнера Лэнса Ваймана (Lance Wyman), созданные как часть большой программы визуальной коммуникации и оформления олимпиады в Мехико.

3. Летняя олимпиада 1972 года, Мюнхен

Летняя олимпиада 1976 года, Монреаль

Интересный набор пиктограмм был разработан для Мюнхенской олимпиады коллективом немецких дизайнеров под руководством Отла Айхера (Otl Aicher). По некоторым источникам, автором пиктограмм был известный график Йозеф Алберс (Josef Albers).

Этот же набор пиктограмм использовался на следующей летней олимпиаде 1976 года в Монреале, а затем, в 1988 году--на зимней олимпиаде в Калгари. Работа, проделанная группой Айхера включала в себя не только пиктограммы, но и всю систему оформления и визуальных коммуникаций Мюнхинских игр. Коллектив авторов, включавший на момент начала работы пять человек, а к концу разросшийся до 50-ти, трудился около пяти лет.

Сам Айхер, выступая в Москве перед коллективом ВНИИТЭ говорил, что "дизайнера, взявшегося за решение такой задачи, как организация визуально-графической среды Олимпийских игр, можно сравнить с музыкальным ансамблем, в распоряжении которого всего три-четыре инструмента, но который обязан, тем не менее, исполнить красивую гармоничную мелодию".

  • (Цитата по журналу "Техническая Эстетика" №3-4, 1976 год)
  • 4. Летняя олимпиада 1980 года, Москва

Замечательный набор пиктограмм был разработан в 1977 году молодым ленинградским архитектором Николаем Белковым. Интересно, что данный проект был одновременно дипломной работой автора.

Художественные качества этих знаков определяются, прежде всего, изумительной пластикой изображения, а также, строгим набором графических констант и правил, лежащих в основе каждой пиктограммы. Так, например, каждый символ состоит из двух частей поля-квадрата, разделенных фигурой спортсмена, углы наклона элементов и радиусы спряжений унифицированны.

Примечателен также тот факт, что эти же пиктограммы использовались позже, в 1986 году в рамках программы оформления московских "Игр Доброй Воли". Тогда к оригинальному набору были добавлены еще как минимум три пиктограммы, недостающих видов спорта, пытающиеся (неудачно) повторить стиль этого набора.

4. "Единая графическая система пиктограмм справочно-информационной службы Олимпиады-80"

Титаническая работа, выполненная в преддверии Московской Олимпиады (конец 70-х годов) коллективом художников мастерской прикладной графики Комбината графического искусства МГОХФ РСФСР.

Система включает в себя 239 (!) знаков и основана на "серийном способе проектирования". Это значит, что пиктограммы разработаны из типовых базовых символов, в строгом соответствии с общей схемой построения и разбиты на теметические группы со своими "видовыми" элементами.

Насколько мне известно, эта работа получила золотую медаль биеннале графического дизайна в Брно.

Летняя олимпиада 2000 года, Сидней

Пиктограммы разработаны по заказу SOCOG компанией Saunders Design. В работе принимал участие целый коллектив авторов:

Арт-директора: Pia Smeatton и David Clacy.

Дизайнеры: Richard Schenoni, Natasha Farr, Paul Wallace, Anthony Bullen, Sheelie Baily.

Руководители проекта: Paul Saunders и Phil Ayers.

Своеобразной особенностью этого набора является то, что он впервые напрямую связан с символом Олимпиады

Кёрлинг Из Шотландии пришла К нам игра через века. На хорошем крепком льду В эту зимнюю игру Поиграть был каждый рад Пять веков тому назад. Популярности секрет В том, что в ней секрета нет. Две четвёрки там играют. Камни так по льду катают, Чтобы все попали в «дом». В центр желательно притом. Чтоб скользили куда надо, Игроки, как для парада, Перед камнем лёд так драят, Что от трения он тает, А по водному пути Камню легче в «дом» прийти. (Елена Инкона


Биатлон А ещё есть биатлон. Это длинный марафон – Бег на лыжах со стрельбой. Среди бега – прямо в бой! По мишеням из винтовки, Да во всей экипировке Надо цели все сразить! 5 плюс 5 должно их быть, Плюс – осилить марафон… Двадцать километров он! Сила воли там нужна, Да и глаз, как у орла… (Елена Инкона)


Прыжки с трамплина Словно чудо – исполин Среди гор стоит трамплин! Это дивная картина – Когда прыгают с трамплина! Спуск с него – путь до прыжка. Планка очень высока! Совершив прыжок такой (Восемь метров над землёй), В воздухе спортсмен парит. Сотню метров он летит, Прежде чем земли коснётся. Как такое удаётся? Тренировки и отвага Абсолютно всем на благо. (Елена Инкона)


Лыжный слалом Спорт известен с давних пор. Слалом – спуск на лыжах с гор. Важный атрибут – флажки, Что горят, как огоньки. Красный, синий, красный, синий - Ориентир двух важных линий. Между двух флажков – «ворот» – Нужно делать поворот. Ширина «ворот» – 5 метров! Больше сотни километров Мчатся в час спортсмены с гор Страхам всем наперекор И владеют телом так, Будто бы вираж – пустяк. (Елена Инкона)




Хоккей Словно рыцари в доспехах На коньках. Не на конях! Их оружие не копья – Клюшки в мастерских руках. Пулей шайба пролетает Через поле до ворот. Взгляд за ней не успевает, А голкипер – отобьет. Две ледовые дружины… Всего дюжина бойцов – Настоящие мужчины – Образец для пацанов. Все в команде друг за друга! Все дружны и сплочены! Вот бы мне такого друга Мировой величины… (Елена Инкона)


Сноуборд По заснеженным горам, По трамплинам и холмам На снаряде «сноуборд» Бьют спортсмены свой рекорд. «Сноуборд» – он как доска, Что довольно широка. Есть на ней крепёж для ног, Но не вдоль, а поперёк. И вот так, чуть-чуть бочком, Виртуозно с ветерком Все спортсмены, как играя, Пилотажем восхищая, На снаряде «сноуборд» Представляют классный спорт. (Елена Инкона)


Шорт – трек Лёд готов! Томится… Вот бы прокатиться! Конькобежцам повезло: Лёд как гладкое стекло. Здесь пройдёт забег ШОРТ – ТРЕК - Скоростной короткий бег. Сто одиннадцать всего Надо метров для него. Не успею я чихнуть, Как спортсмен закончит путь. Максимально скоростной Конькобежный вид такой.


Лыжные гонки Лыжный спорт – нелёгкая работа. А сказать точнее – тяжкий труд. Ну а по душе кому, охота Заниматься им, тот значит крут. Волей, духом тот силён и телом, Мужества тому не занимать. Труд тяжёлый стать любимым делом Может, если радость в нём познать. Настоящим лыжникам известно – Что такое есть в душе комфорт, Если выбор в жизни сделан честно, Если часть которой – лыжный спорт.









rostokpao.ru - Спортивный портал - Rostokpao