Как выглядеть моложе своих лет: Восточные методики оздоровления организма. Восточные духовные практики Восточные практики йоги

м Сокол, САО, район Сокол, ул. Песчаная 2-я, 4А, корп.1

Фитнес и аэробика, спортивные игры, восточные практики, единоборства, плавание, художественная гимнастика, танцы, массаж.

«Мне очень понравилось заниматься с тренером Станиславом Канашивым.Он хорошо знает свое дело и с полуслова понимает требования и пожелания.Например...»
Катерина ещё 52 отзыва

м Улица Горчакова, ЮЗАО, район Южное Бутово, ул. Адмирала Лазарева, д. 40/3

Фитнес и аэробика, восточные практики, единоборства, плавание, гимнастика, танцы.

«Удобно, что есть детская комната бесплатно. хорошие тренера, сын доволен, а я успеваю, пока он на уроке, и сама позаниматься! организаторы молодцы!...»
[email protected] ещё 28 отзывов

м Крылатское, ЗАО, район Крылатское, Рублевское шоссе, д.48

Фитнес и аэробика, восточные практики, силовой спорт, единоборства, водный спорт, художественная гимнастика, танцы, массаж.

«Я уже не молодой парень, однако, спорт мне не чужд. Правда, кроме бега во дворе дома и заниматься особо нечем. Как-то привозил сыну ключи в фитнес...»
Сергей Букреев ещё 7 отзывов

м Проспект Вернадского, ЗАО, район Проспект Вернадского, просп. Вернадского, 53

Фитнес и аэробика, настольный теннис, восточные практики, бодибилдинг, единоборства, танцы, массаж.

«Очень хороший клуб с приятной атмосферой и тренерами!»
Анга ещё 26 отзывов

м Речной вокзал, САО, район Левобережный, улица Флотская, 5в

Фитнес и аэробика, спортивные игры, восточные практики, бодибилдинг, бокс, водный спорт, танцы.

«Хороший клуб.Мои рекомендации по выбору тренера - МС международного класса Медведев Владимир.У Владимира высокопрофессиональный подход к проведению...»
Татьяна Сомова ещё 43 отзыва

м Планерная, СЗАО, район Куркино, МКАД 73км, дом 7, ТЦ "Арфа"

Спортивные игры, фитнес и аэробика, танцы, фитнес йога.

«Первой задачей после переезда с мужем и сыном поставили себе найти место, где каждый сможет выбрать спорт по душе. Но сын еще маленький, а детские...»
Ирина все отзывы

м Динамо, САО, Беговой район, Ленинградский проспект, 31ас1

Фитнес и аэробика, восточные практики, водный спорт, единоборства, танцы, массаж.

«Очень достойный фитнесс-клуб с бесплатным полотенцами, бахилами и вкуснейшим морковным фрешем в кафе. В Монархе можно расслабиться и забыть о...»
Naisha ещё 97 отзывов

м Свиблово, СВАО, район Свиблово, Снежная улица, 20с1

Фитнес и аэробика, универсальная йога, единоборства, танцы.

«Отличный спортивный центр! Низкие цены, большой выбор тренажеров, множество программ групповых занятий, молодой коллектив! В общем мысли только в...»
Anastasia Litovchenko ещё 11 отзывов

м Крестьянская застава, ЮАО, Даниловский район, Дербеневская набережная, 7с6

Фитнес и аэробика, спортивные игры, восточные практики, бодибилдинг, единоборства, плавание, акробатика, танцы, массаж.

«Футбол, бассейн, красивые девушки - что еще нужно для счастья?»
Konstantin Piroumian ещё 51 отзыв

м Шаболовская, ЮАО, Донской район, Малая Калужская, 15, стр. 4

Фитнес и аэробика, восточные практики, плавание, единоборства, танцы, здоровье, массаж.

«Новые процедуры в спа стали просто открытием, волшебные чаи в термах... Мммм)))»
Annete ещё 22 отзыва

    • 22 500 год
    • 4 000 руб. месяц
    • 600 руб. одно занятие
    • 1 000 руб. час аренды
  • м Чкаловская, ЦАО, Басманный район, улица Земляной Вал, 33

    Настольный теннис, силовой спорт, единоборства, восточные практики, фитнес и аэробика, танцы, массаж.

    «Честно говоря ходила во многие клубы.. Но этот радует больше всего)) хорошие, новые тренажеры. Позитивные люди)) тренера всегда помогут и...»
    Vera Bryzgalova ещё 62 отзыва

    м Менделеевская, ЦАО, Тверской район, Центральный федеральный округ, Москва, Сущёвская улица, 19с4

    Бодибилдинг, айенгара, аштанга йога, классическая йога, нидра, фитнес йога, хатха-йога, аэробика, танцы, массаж.

    «Обстановка в клубе превосходная. Создана приятная и располагающая к занятиям атмосфера, инструкторы заняты своим делом и готовы всегда прийти на...»
    Сергей Николаев ещё 17 отзывов

    м Рязанский проспект, ВАО, район Вешняки, улица Юности, 15

    Фитнес и аэробика, единоборства, конькобежный спорт, скалолазание, танцы, восточные практики, массаж.

    «Хороший зал за вполне демократичную цену. Никакого аншлага по вечерам в будни, можно спокойно заниматься.»
    Кирилл Ешмеков ещё 6 отзывов

    ЗАО, Можайский район, улица Кутузова, 11к2

    Фитнес и аэробика, восточные практики, единоборства, водный спорт, восточный танец, массаж.

    «Максим Курбатов- самый классный теренер. Я хожу на mix fight. Сбросила 5 кг. а еще хорошо негатив выплеснуть. Всегда интересно и весело заниматься.»
    Любовь Костюнькина ещё 59 отзывов

    м Братиславская, ЮВАО, район Марьино, улица Братиславская, д. 30

    Фитнес и аэробика, восточные практики, бодибилдинг, бокс, водный спорт, танцы, массаж.

    «Сергей,на мой взгляд,лучший инструктор по плаванию для детишек,своего пока к нему не отдавала,но собираюсь это сделать в самое ближайшее время!Пока...»
    Ekaterina Vavilova

    Кажется, только ленивый сегодня не занимается какими-либо восточными практиками. Но вовсе не потому, что это модно, а потому что это – отличный способ восполнить свои жизненные силы.

    Текст: Любовь Астафьева

    Восточные практики - самый быстрый и естественный способ на пути к здоровью, внутренней гармонии и молодости, они придают нам сил и восстанавливают энергетический баланс. В Индии жизненную энергию, от недостатка которой прежде всего страдает наше тело, называют «прана», в китайском даосизме – «ци». И именно восточные практики лучше всего способны наполнить вас этой энергией.

    Йога

    О йоге сегодня знают даже дети. Еще бы, это самая популярная восточная практика, родом из Индии. Существуют разные школы йоги – Хатха-йога, Айенгара, Аштанга… Есть для беременных и «горячая йога», Кундалини-йога и Флай-йога в гамаках. Почему она стала так популярна среди людей, весьма далеких от восточной культуры? Во-первых, это ряд гимнастических упражнений, развивающих гибкость и оздоравливающих тело в прямом смысле. Во-вторых, йога укрепляет дух и расширяет сознание. Задача йогина - находясь в асане (какой-либо позе), - заглянуть в свою сущность и навести там порядок. Люди, занимающиеся йогой, уверяют, что таким образом она восстанавливает и психологическое здоровье, «окрыляет».

    Тай-цзи

    Популярная китайская оздоровительная гимнастика основана на «боевой» основе, но внешне, скорее, похожа на танец. Эта энергетическая практика рекомендована тем, кто чувствует себя опустошенным, выжатым, как лимон. Тай-цзи учит взращивать в себе энергию и наполнять ею тело, оздоравливая его от макушки до пяток. Так же, как и йога, тай-цзи проповедует неразрывность физики тела от сознания.

    Цигун

    Эта древняя китайская гимнастка гораздо проще, чем тай-цзи или йога, с ней справится даже физически неподготовленный человек, но эффект от нее не менее мощный. В самом названии прочитывается энергия и жизненная сила «ци», и именно распределением энергии эта гимнастика и занимается. Она помогает брать энергию у природы и "двигать" ее по своему телу. Плавные и простые движения цигун – это еще и философская концепция, требующая концентрации. Практика цигун освобождает от телесных зажимов и энергетических блоков, что способствует духовному очищению и оздоровлению организма.

    Медитация

    На первый взгляд медитация кажется самой простой практикой – сиди себе и расслабляйся. Да, она действительно не требует физической подготовки, но вот внутренней работы требует еще какой. В буддизме медитация — неотъемлемая часть жизни тех, кто стремится к духовному просветлению. Практикуя медитацию, вы учитесь управлять своими эмоциями. Медитация снижает тревогу, помогает справляться со стрессом и депрессией, развивает альтруизм, делает нас более доброжелательными. Кроме этого, медитация улучшает наше здоровье: избавляет от хронических болей, болезней и нервных расстройств, зависимостей, замедляет старение организма.

    Древняя женская храмовая практика

    Древняя женская храмовая практика адресована женщине с целью вернуть ее женское начало, приобщаться к сакральным знаниям о своей природе, предназначении, быть посвященной в тайны женского пути. Она состоит из различных оздоровительных форм дыхания, упражнений и медитаций, ведущих к состоянию неизменного умиротворения. Храмовая практика связана еще и с лунными месячными циклами, следуя правилам которых, женщина гармонизирует свою энергию. В результате мы учимся управлять своими эмоциями, укрепляем здоровье и продляем молодость.

    Танец Мандала

    Танец Мандала - это практика, основанная на плавных танцевальных движениях, чем-то напоминающих "танец живота", способная раскрыть природную женственность. Эта техника сделает ваше тело гибким и пластичным, избавит вас от блоков и зажимов, впустит в ваше тело расслабленность и мягкость, наполнит вас радостью жизни, научит наслаждаться каждым ее мгновением. Танец Мандала – это красиво и полезно одновременно. Практикуя технику этого танца, вы уже через 3-4 недели станете грациозной, обретете плавную походку, станете увереннее в себе, научитесь расслаблять тело и сознание, избавитесь от стрессов и тревог, разбудите свою женственность.

    Даосские женские практики

    Тайные даосские практики - это древняя система самосовершенствования женщины, где сексуальная энергия не подавляется, а сознательно используется для оздоровления, долголетия и духовного развития. Эти практики «тайные» не потому что о них никто не знает, а потому что они невидны, незаметны для посторонних глаз. Женщины, практикующие их, умеют управлять своей внутренней энергией в любых жизненных ситуациях - на работе, на прогулке, в постели. Кстати, о постели - это идеальная практика для тех, кто потерял интерес к сексу. Тайные даосские практики - это простые и удивительно эффективные техники, которые учат взаимодействовать с мужской энергией, управлять своим желанием, возбуждением и потоками оргазмической энергии.

    Познакомиться с этими практиками вы можете на мастер-классах в Центре преображения женщины, а так же в рамках фестиваля «Радуга любви», который пройдет в Екатеринбурге с 22 по 24 апреля 2016 года. Один из семинаров фестиваля будет посвящен именно восточным практикам: «Женские практики, гармонизация Инь Ян». Записаться на участие в фестивале и ознакомиться с его расписанием, в котором вас ждем много интересных тем .

    Внутреннее развитие - первый шаг на пути к счастливой жизни. Обращаясь к духовным практикам, человек укрепляет свое биополе, восполняет энергетические ресурсы и находит свое истинное предназначение.

    Следовать по пути духовного совершенствования проще, если придерживаться нескольких духовных практик, которые преображают человека.

    Они помогут вам достигнуть просвещения, стать ближе к Богу, познать себя и узнать уровень развития своей души. Вы можете ежедневно применять некоторые духовные...

    Сейчас существует очень много различных практик на притяжение того или другого. Интернет пестрит практиками притяжения мужчины, притяжения денег и исполнения всех желаний сразу))). И мы делаем эти практики, четко записывая последовательность выполнения шагов (изучаем алгоритм), говорим нужные слова, 10-15 минут отводим на это каждый день (в лучшем случае), "притопываем, прихлопываем " и... воз и ныне там.

    Что же происходит и почему многие практики не работают?

    Мне такие вопросы задают очень...

    Практика «Цветок лотоса» существует столько же, сколько существует и человек. Это духовная практика не только работы над собой, над своими мыслями, но и, что очень важно, над пробуждением души. По отношению к жизни ее можно сравнить с динамической медитацией, поскольку она является постоянно действующей, вне зависимости от того, где бы человек ни находился и что бы ни делал.

    Часть этого человека постоянно находится в этом состоянии, контролирует все то, что происходит внутри и вокруг.Смысл ее...

    Практика «Цветок лотоса» существует столько же, сколько существует и человек. Это духовная практика не только работы над собой, над своими мыслями, но и, что очень важно, над пробуждением души.

    По отношению к жизни ее можно сравнить с динамической медитацией, поскольку она является постоянно действующей, вне зависимости от того, где бы человек ни находился и что бы ни делал. Часть этого человека постоянно находится в этом состоянии, контролирует все то, что происходит внутри и вокруг.

    Смысл ее...

    Вопрос: Западные люди, которые к вам приезжают, встречаются с одной необычной трудностью. Им неизвестно само понятие освобождённого человека, реализованного, познавшего себя, познавшего Бога, человека за пределом этого мира. В их христианской культуре есть только понятие святого – добродетельного человека, законопослушного, богобоязненного, любящего ближних, предающегося молитвам, иногда склонного к экстазам и заверенного несколькими чудесами. Сама идея о джняни незнакома западной культуре и...

    Зачем вы едете в Ашрам? Только ли для того, чтобы увидеть Учителя или побывать в том месте, где жил Мастер? Скорее всего, это не просто любопытство и ваша цель гораздо серьезнее. Учитель и его Ашрам - это отличный от привычного, «другой» мир со своими ценностями и миропониманием, который дает главное - импульс для самопознания и движения к самому себе.

    Для того, чтобы понимать координаты этого движения и научиться слышать самого себя, существуют приемы, которые позволяют, как при...

    Сахадж Марг, в переводе с санскрита «Естественный путь»- это система духовного обучения раджа йога (йога ума), в основании которой лежит медитация на сердце. Практика основана на принципе, что Бог - вездесущий и поэтому наполняет собой сердце каждого человека. Цель практики - исключительно духовная: достижение цели человеческого существования- единение с Богом, или, другими словами, реализация своей божественной природы, своего высшего «Я».

    Медитация – это постоянная мысль, направленная на...

    Цогял, необходимо практиковать учение, которое даёт Освобождение от сансары! Если этого не делать, будет чрезвычайно трудно снова обрести такое же тело, наделённое свободами и достоинствами.

    Трудно ли обрести подобное человеческое тело? Найти его столь же трудно.

    Как горошине, бросаемой в стену храма, прилипнуть к ней; столь же трудно, как черепахе просунуть голову в ярмо, плавающее в океане; столь же трудно, как бросить горчичное зерно сквозь ушко стоящей иглы.

    Причина такой трудности...

    В поисках здоровья, жизненного благополучия, а то и развития в себе тайных способностей многие наши современники обращают внимание на всевозможные восточные практики, в особенности на йогу.

    Йогу рекламируют как методику, которая поможет предотвратить заболевания, исцелиться от уже заработанных болезней, даже трудно поддающихся лечению, научит владеть собой, влиять на других, а также дарует приток жизненных сил.

    Большинство людей привлекает в йоге внешняя, как они считают, оздоровительная сторона - лечебные позы, холодные ванны, очистительные клизмы, особая техника дыхания и так далее. Целью ставится улучшение работы внутренних органов и систем - пищеварения, потенции, давления, памяти и других органов. Обыватель полагает, что можно игнорировать мировоззрение йоги и в то же время признавать ее уникальной системой физического и психического развития. В современной йоге используется традиционная индусская гимнастика - хатха-йога, сходная с гимнастикой китайцев и древних персов. Встречаются и такие направления, как раджа-йога, мантра-йога, к которым примыкают «трансцендентальная медитация», мистический даосизм, методы тибетского буддизма, дыхательные техники и прочее.

    Что же несет в себе эта мудрость солнечной Индии?

    Йога является составной частью философско-религиозных учений древней и средневековой Индии. Это система упражнений, методов и приемов, цель которых не только управлять психическими и физиологическими процессами организма, но и восходить к особому духовному состоянию. Изначально йога с ее системой психофизических упражнений ставила целью выработать в душе независимость по отношению к телу, чтобы после смерти человека душа избежала реинкарнации и растворилась в первичной безликой духовной субстанции.

    Физические упражнения, развитые в йоге, по сути являются религиозными обрядами, раскрывающими человека навстречу индусской «духовности». Йогические упражнения в своем непосредственном употреблении связаны с оккультными медитациями, а различные позы йоги отождествляют человека с животными или даже предметами (допустим, «поза кобры», «коровьей головы», «собаки мордой вниз» и другие). Как правило, используются специальные движения тела, фиксированные позы, задержка дыхания, повторение мантры, а также визуализация - такой способ работы с воображением, при котором, закрыв глаза, человек мысленно рисует в темноте какой-нибудь образ и со временем он видит воображаемое весьма ярко и отчетливо. Некоторые позы возбуждают сексуальные центры, по представлениям учителей йоги, это нужно, чтобы воспользоваться сексуальной энергией, преобразовать ее и распределить по всему телу для оздоровления и бодрости.

    К сожалению, далеко не все понимают, что религиозная вера, нравственность и внешние обряды, практика глубоко взаимосвязаны, так что нельзя использовать какую-то практику саму по себе, не испытав влияния той духовной сути, какую выражает эта практика. Даже внешние движения могут заключать в себе определенную формулу-знак, сообщающую душе соответственное индийской религии настроение. Индийско-оккультные или восточные системы предлагают свои психотехнические приемы, направленные на «расширение сознания», «сверхчувственное восприятие» и «открытие внутренних пространств». Подлинная же цель всех видов йоги - раскрыть в себе скрытую «божественность», слиться с первореальностью и таким образом выявить в себе сверхъестественные духовные силы. Вот как откровенно признается знаменитый апологет йоги, формально принадлежавший к католическому ордену бенедиктинцев, француз Жан-Мари Дешане в своей книге «Христианская йога»: «Цели индийской йоги - духовные. Можно приравнять к предательству забвение этого и сохранение только физической стороны этого духовного учения, когда люди видят в ней только средство достижения телесного здоровья и красоты. <…> Искусство йоги заключается в том, чтобы погрузить себя в полное безмолвие, отбросить от себя все мысли и иллюзии; отвергнуть и позабыть все, кроме одной истины: истинная сущность человека - божественна; она есть Бог, об остальном можно только мечтать» .

    В индуизме многих привлекала как раз мысль о том, что человек сам по себе божествен, что в нем заложены все совершенства, которые можно раскрыть с помощью особых методик, и значит, тяжелый путь к Богу через преодоление своих страстей, который предлагает христианство, вовсе не обязателен. Надо просто выявить в себе скрытую божественность. Интересно заметить, что одним из распространенных выражений-мантр в Индии является «со-хам, со-хам», то есть «Я - это Он, Я - это Он». Как известно, ощущение собственной значимости, самодостаточности, соединенное с чувством эйфории - самонаслаждения, в христианской аскетике называется прелестью, то есть обольщением, самообманом. Человек мнит себя божественным, в действительности же остается без Бога, зато темные силы льстят его гордости имитацией божественных совершенств. Это повторение древнего соблазна стать «как боги» (Быт. 3: 5 ), обрести божественные знания и силы, что постоянно нашептывает человеку невидимый обольститель.

    Приведем пример из жизни, который отражает подлинную подноготную восточных практик. Есть в Сергиево-Посадском районе женщина, которая, будучи крещена в Православии, в какой-то момент увлеклась буддизмом. Причем она совсем не думала, что это как-то противоречит христианской вере. Просто, не имея опыта церковной жизни, лишь изредка обращаясь к молитвослову, она не почувствовала духовной подмены. Ее привлекали нравственные истины буддизма - всепрощение, бескорыстие, отказ от каких-либо пожеланий, нравилась и их медитативная практика, которая, казалось, вносит в смятенную душу долгожданный покой.
    Все больше и больше увлекалась женщина восточной духовностью, достигла, как ей самой в то время казалось, уже немалых успехов. Однажды во сне она увидела двух почтенных буддийских наставников - махатм, которые обратились к ней с такими словами: «Ты уже достигла многого. Но чтобы придти к полному совершенству, тебе осталось сделать только одно - отречься от Христа». С изумлением женщина спросила: «Но зачем это нужно, ведь я считала, что христианство не противоречит буддизму?» Она, как и многие наши современники, полагала, что разные религии - пусть и различные, но равноправные пути к Богу, перед Христом же в сердце благоговела.

    Женщина интуитивно почувствовала, что в этом требовании заключается что-то неправильное, чуждое и плохое. Ночные гости ответили: «Это нужно, чтобы придти к полному совершенству». Вероятно, увлекшись буддизмом, она неглубоко вникла в его философию, где ключевое место занимает отречение от всех желаний и привязанностей, стало быть, и от привязанности ко Христу. «Нет, - произнесла она, - я не смогу отречься». «Ах так, - неожиданно отреагировали посетители, - тогда мы будем тебя мучить». В этот момент оба приняли жуткий образ демонов, стали бросать в голову женщине горящие уголья.

    Конечно, можно списать подобное видение просто на кошмарный сон. Но сами истязания воспринимались настолько живо, что страждущая стала кричать. Ее родная мама, услышав крики дочери, и видя, что с ней происходит что-то неладное - какой-то страшный приступ, причем дочь не могла очнуться - вызвала скорую. Врачи бесплодно пытались сделать страждущей укол - мышцы были настолько напряжены, что игла не проникала внутрь. Сквозь сонные истязания женщина вспомнила простую христианскую молитву: «Господи, помилуй!», и демоны со своими мучениями вмиг исчезли. Очнувшись, выпив святой воды, она поняла, что за духовной помощью ей надо идти в храм. Батюшка, вникнув в состояние женщины, рекомендовал ей еженедельно исповедоваться и причащаться.

    Постепенно ее духовное состояние поправилось, только появилась после того ночного события одна особенность - время от времени женщина видела бесов. Как-то раз она повстречала свою знакомую, которая начала увлеченно рассказывать, что заинтересовалась буддизмом и что все это любопытно и здорово. Умудренная горьким опытом женщина хотела тут же предостеречь ее от подобного увлечения, но едва собралась открыть рот, как увидела на плечах собеседницы двух хитрых бесов, которые ловко закрыли той уши и, ухмыляясь, как бы говорили: «Посмотрим, что у тебя получится». Женщина поняла, что все, что она сейчас скажет, не дойдет до ее души.

    Действительно, часто люди настолько увлекаются восточными практиками, что никакие аргументы ими не воспринимаются, и только набитые шишки заставляют их пересматривать свою жизнь.

    К сожалению, многие в наши дни полагают, что учение буддизма по ряду вопросов совпадает с христианским, допустим, в преодолении страстей, искоренении греховных желаний, совершенствовании, любви к ближним и жертвенности. Однако внешнее сходство часто скрывает пропасть, в которую падает и разбивается всякий, желающий одним прыжком соединить несоединимое. Хочется привести размышления исследователя религий Индии князя Н. С. Трубецкого о том внешнем сходстве и глубоком внутреннем различии, которое наблюдается между буддизмом и христианством: «Путь к достижению нирваны Будда указал двоякий. С одной стороны, психофизические упражнения самопогружения, сосредоточенной медитации, задержки дыхания и прочее, по приемам почти тождественные с системой йоги. Но с другой - самопожертвование и любовь ко всему существующему. Однако этот второй путь есть как бы часть первого, особое психофизическое упражнение. Любовь, милосердие, сострадание - все это для буддиста не чувства, ибо ведь чувств у него в душе остаться не должно, а лишь результат, следствие полной утраты чувства своей индивидуальности и своих личных желаний: при таком психическом состоянии человеку ничего не стоит жертвовать собою для ближнего, ибо, не имея собственного желания, он, естественно, с легкостью исполняет желания других. Подавить свою волю настолько, чтобы поступать исключительно по воле другого, рекомендуется именно в виде упражнения. Всепрощение рассматривается как средство уничтожения чувства: равнодушие находит свое завершение, когда человек относится к врагу совершенно так же, как к другу, когда он равнодушен к радости и к боли, к чести и к бесчестию» . Иными словами, такой человек уподобляется роботу, который не имеет ни личности, ни чувств, и потому бесстрастно выполняет любую заложенную в нем программу. Вопреки этому, в христианстве жертвенность, прощение, любовь основываются не на подавлении в себе желаний, не на уничтожении личностного начала, а на чистоте сердца, стяжавшего Божию благодать. Душа, обретшая в Боге свободу от греха, с радостью помогает ближним, она прощает и жертвует, потому что любит - в этом ее сокровенное счастье.

    Дешане Жан-Мари. Христианская йога. - Нью-Йорк, 1972. С. 54, 63.

    Трубецкой Н. С., кн. Религии Индии и христианство. - М.: Изд-во Сретенского м-ря, 2000. С. 38 - 39.

    Сегодня часто можно услышать, что восточные духовные практики йоги, медитации и прочие способы «очистки энергетики» очень похожи на христианский опыт поста и молитвы. К сожалению, в наши дни широко распространена точка зрения, что «одно другому не мешает», и вполне допустимо быть «глубоко верующим» христианином и развивать свое тело и дух с помощью тех средств, которые нам предлагает другая культура. Тем не менее, между восточными способами духовного совершенствования и христианской аскетикой есть немало непреодолимых противоречий. Незнание о них может привести к нравственным и психическим расстройствам, а в конечном счете - к духовной гибели человека. Настоящая статья посвящена попытке ответить на вопрос, чем же отличается восточная духовность от той богатой православной аскетической традиции, корни которой мы видим в Священном Писании, а плоды - в сонме отцов-аскетов, своей жизнью и творениями показавших высоту христианского подвига.

    На первый взгляд может показаться, что представители восточных культов мыслят в христианском ключе. Так, они утверждают, что «целью йоги...является плодотворная, праведная жизнь и достижение единства с Богом». Звучат даже недвусмысленные призывы к тому, что мы называем обожением, как то: «человек должен стать божественным через осуществление божественного». Интересно, что индуизм, буддизм, а также другие, менее распространенные культы Востока, не предлагают четкого, богословски осмысленного, учения о Боге, о Его свойствах и пр. Та догматическая стройность, которая хранится в недрах Православной Церкви, на Востоке отсутствует. Но это даже не самое главное. Важно обратить внимание на ту основу, на которой зиждется стремление к Богу в христианской молитве и йоговской медитации.

    Джон Уайт, автор книги «Что такое просветление», отмечает, что внутри каждого человека находится «желание разрешить загадку существования». С этой целью человек через самопознание погружается в самого себя. Что же он там находит? «Завершением этого исследования является освобождение, то есть обретение душой знания себя. Душа является бесконечным и вечным океаном блаженства, единым с солнцем, звездами и планетами... Она - это свет мира, свободный от любых цепей, которые приковывают человеческое тело к земле».

    Теперь посмотрим, что нашел в себе выдающийся духовный наставник XIX в. свт. Игнатий (Брянчанинов), всю жизнь свою посвятивший Богу (из них 30 лет в монашестве). «Что же вижу я в себе? - Вижу грех, грех непрестанный: вижу непрестанное нарушение святейших заповедей Бога, Создателя и Искупителя моего». Обратимся к другому примеру. Вот что говорит о себе величайший из израильских царей - Давид, двор которого утопал в блеске золота: «Беззакония моя превзыдоша главу мою, яко бремя тяжкое отяготеша на мне. Возсмердеша и согниша раны моя от лица безумия моего» (Пс. 37: 4-5); «... яко исполнися зол душа моя и живот мой аду приближися» (Пс. 87: 3).

    Познание себя в том виде, который предложил нам свт. Игнатий, существенно необходимо для здоровой духовной жизни, так как «горделивому праведнику, то есть грешнику, не видящему своей греховности, не нужен, бесполезен Спаситель» (свт. Игнатий Брянчанинов, О чтении Евангелия / Аскетические опыты, Т. 1.). «Не здоровые имеют нужду во враче, но больные, - учит Спаситель, - Я пришел призвать не праведников, а грешников к покаянию» (Лк. 5: 31-32). Человек смотрит в себя, по неразумию своему надеясь найти свет. Но вместо света обнаруживает бездну ада, готовую поглотить его. Тогда в чувстве смирения и покаяния он обращает свой взор к Источнику света - к самому Богу. Он не боится быть отвергнутым, помня слова Спасителя: «Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас; возьмите иго Мое на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим; ибо иго Мое благо, и бремя Мое легко». (Мф. 11: 28-30). Здесь нет места для уныния и отчаяния (как может показаться людям, не имеющим опыта жизни в Церкви), но есть надежда и истинный свет, который даруется верой в искупительный подвиг Иисуса Христа. Каждый раскаявшийся грешник, погрязший в тине своих беззаконий, с подлинной радостью блудного сына находит рядом с собой Говорящего: «Станем есть и веселиться! Ибо этот сын мой был мертв и ожил, пропадал и нашелся. И начали веселиться» (Лк. 15: 23-24). На следующей за покаянием и прощением ступени мы вдруг обнаруживаем, что Господь, обращаясь к грешнику, называет его «сыном» и приглашает на пир вечности в честь его возвращения. И только теперь уместно говорить о радости и свете, которыми может временами сопровождаться духовный опыт. Главным критерием, при помощи которого мы можем отличить истинную духовную радость от бесовской прелести, является смирение. Если радость о Боге сопровождается сокрушением и смирением сердца, если в нас нет возношения и тонкой гордости, то чувства наши от Бога. «В нас, младенчественных, признак того, что делание наше согласно с волею Божиею, есть успеяние в смирении», - пишет преп. Иоанн Лествичник (Лествица, Слово 26:91). При этом важно уметь отличать истинное смирение от ложного, потому что враг рода человеческого часто под видом смирения влагает в душу яд тщеславия и гордости.

    Пожалуй, именно слово «покаяние» отличает подлинно христианский духовный опыт от всевозможных восточных духовных практик. Йога предлагает раскрыть скрытые способности, прийти к гармонии с собой, миром и людьми, достигнуть физического и духовного совершенства. Внешне это звучит привлекательно и убедительно, но не нужно забывать смотреть глубже внешней оболочки. Внутри же вся восточная духовность основана на самосовершенствовании при помощи комплекса дыхательных и физических упражнений, произнесении определенных слов (мантр) и пр. Как видим, в этом стремлении к совершенству нет ни слова о первоначальном человеческом несовершенстве. И, что самое страшное, нет ни слова о Боге, помощью Которого мы, грешные, осознав свою немощь, стремимся совлечь с себя плотские ризы ветхого человека и облечься в нового, преображенного благодатью Иисуса Христа.

    Христианство же предлагает путь к истинному совершенству. Следуя за Христом, человек отрекается от того греха, с которым он сроднился. Утвердившись в смирении, сокрушив свое тело, ум и сердце покаянием, он с надеждой предстоит перед Богом, ожидая помилования. В ответ на искреннюю молитву Господь дарует освобождение от страстей и душевный мир. Человек постепенно преображается. В своем предельном выражении это преображение заключено в словах апостола Павла: «Уже не я живу, но живет во мне Христос» (Гал. 2:20). Речь при этом не идет о том, что Христос подавил человеческую личность и заменил ее Собой. В словах Апостола мы имеем пример встречи двух свободных личностей, при которой человек «становится по благодати тем, что Бог есть по Своей природе» (В. Лосский). Вот истинное обожение, основой которого является покаяние и сознание собственной духовной нищеты, а вершиной - возрастание в меру полного возраста Христова (Еф. 4:13), когда ум, чувства, желания, воля человека совпадают с умом, чувствами, желаниями и волей самого Бога. Лишь христианство в силах предложить такую глубину духовного восхождения.

    Восточные духовные практики предлагают путь к обожению без покаяния. Но если под зданием духовной жизни не будет прочного камня смирения, то в основу нашего стремления горе непременно ляжет гордость и сладкая убежденность в собственном «совершенстве». Лукавый бес, искушая наших прародителей, предложил им вкусить запретный плод и стать, как боги. Господь наш Иисус Христос также говорил своим ученикам (напоминая им слова пророка Давида): «Не написано ли в законе вашем: Я сказал: вы боги» (Ин. 10: 34; Пс. 81: 6). Но если слова первого все человечество в лице Адама и Евы привели к падению, то слова Христа открыли нам путь к возрождению от смерти в жизнь вечную. Наверное, вся разница в том, что перед призывом Господа к обожению были уничтожающие всякую гордость и слепое самолюбие слова: «Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное» (Мф. 4:17), - и, - «Я есмь лоза, а вы ветви; кто пребывает во Мне, и Я в нем, тот приносит много плода; ибо без Меня не можете делать ничего» (Ин. 15:5).

    Даниил Салищев

    rostokpao.ru - Спортивный портал - Rostokpao