Упражнения для плавности речи при заикании. Упражнения для развития правильного речевого дыхания

Правильная и красивая речь — залог успеха в любых начинаниях. Прислушайтесь к разговору ребенка и задумайтесь, может ли ваша речь стать примером для подражания. Если заметили отклонения от нормы, необходимо обратиться к логопеду или попытаться скорректировать неправильные звуки самостоятельно. Для успешных занятий разработано множество эффективных методик и универсальных приемов, помогающих быстро добиться желаемого результата.

  • 1. Начните занятия с простых звуков, переходите к сложным постепенно («к», «г», «х», «й», «л», «р»).
  • 2. Перед началом работы сделайте логопедическую разминку для губ и языка.
  • 3. Организуйте занятия так, чтобы они нравились ребенку.
  • 4. Упражнения для постановки звуков возьмите из логопедического пособия.
  • Упорство и терпение плюс последовательное выполнение методических рекомендаций позволят достигнуть успеха в самые кратчайшие сроки.

    Для развития речи

    Артикуляционная гимнастика — логопедическая разминка – логозарядка — комплекс упражнений, улучшающих подвижность артикуляционного аппарата. Гимнастика помогает сделать речь четкой, ребёнок не должен испытывать принуждение.

    Повторяйте упражнения при каждом удобном случае, одновременно тренируйте дыхание. Дыхательную гимнастику организуйте в игровом стиле. Несколько популярных упражнений понравятся малышу и будут чрезвычайно полезны.

  • 1. «Надуй мыльный пузырь». Играть можно в ванной, надувая мыльные пузыри между ладошками, или на улице. Для занятия подготовьте мыльный раствор из шампуня и воды.
  • 2. «Сдуй одуванчик» (если сезон одуванчиков не настал, можно сдувать пушинку или ватку с тетрадного листа).
  • 3. «Чей кораблик дальше уплывет». Сделайте кораблики из бумаги и пустите их в тазик с водой. Дуйте на кораблики, соревнуясь, чей дальше уплывет. Выполняйте упражнение не более 7 секунд, чтобы у ребенка не закружилась голова.
  • 4. «Весёлая обезьянка». Надуть щёки и потянуть за ушки, показать и спрятать язычок, по гримасничать перед зеркалом. Сделать серьёзное лицо, а затем снова показать обезьянку.
  • 5. «Надувание шаров». Надувайте вместе с ребенком разноцветные шары и складывайте их на стол, потом сдувайте со стола.
  • 6. «Как шипит змейка». Предложите ребенку показать как шипит маленькая змейка (тихо). Как шипит большая змея (средней силы) и огромная (очень сильное шипение).
  • Работа над звуком «р»

    После разминки приступайте к постановке звуков. Наиболее проблемным является звук «р», его тренируют специальными упражнениями.

  • 1. «Чьи зубки лучше блестят»:
  • раскрыть рот и с внутренней стороны подвигать кончиком языка по зубам, наподобие чистки;
  • показать чистые зубы в улыбке.
  • Важно! На губах улыбка, зубы видны, челюсть неподвижна.

  • 2. «Мы покрасим дом»:
  • растянуть губы в широкой улыбке, открыть рот и полизать тонким кончиком языка нёбо;
  • делать языком движения назад-вперед, как кисточку маляра, который красит дом.
  • Важно! Губы неподвижные, язычок прикасается к внешней стороне зубов.

  • 3. «Кто дальше бросит мяч»:
    • растянуть губы в улыбке;
    • высунуть язык и положить его широким передним краем на нижнюю губу. Одновременно произносить звук «ф» так долго, чтобы получилось передуть ватку на противоположный край стола.
    • Важно! Не надувать щеки, контролировать чтобы ребенок произносил звук «ф».

      Немного открыть рот и сделать движение языком по губам, будто слизываете повидло. Можно капнуть на губы ребенка капельку меда или повидла.

      Важно! Придержите пальцем нижнюю челюсть, если она пытается помочь языку, язык не касается уголков рта.

    • 5. «Птица»:
    • раскрыть рот, положить широкий язычок на верхнюю губу и двигать им по губе назад и вперед;
    • одновременно, не отрывая язык от губ, выполнить поглаживающие движения;
    • делать упражнение вначале медленно, затем увеличить темп и произносить бл-бл-бл, как голубь.
    • Важно! Язык хорошо облизывает губу, не вываливается вперёд и не уходит в сторону.

    • 6. «Музыканты»:
    • открыть рот в улыбке, побарабанить краешком языка по верхним альвеолам и пытаться сказать звук похожий на английский D;
    • упражнение напоминает барабанную дробь, скорость с каждым разом увеличивать.
    • Важно! Удар языка четкий, как барабанная дробь, никаких посторонних звуков кроме D не слышно. При выполнении упражнения формируется сильная воздушная струя, рот не закрывается. При правильном выполнении поднесенный ко рту листок бумаги отклоняется.

      Постановка звука «ц»

      Наиболее эффективны 2 методики работы над произношением звука «ц».

    • 1. Игровая форма:
    • поднесите палец к губам и скажите ребёнку – «Не говори так громко. Тише!» - т-ссс; На крыше спит котик т-ссс. Не буди его, а то он съест мышек т-ссс. Всё вокруг тихо т-ссс. Мышки не шумите т-ссс;
    • поезд останавливается т-ссс. Не шумите пассажиры т-ссс. Не торопитесь выйти т-ссс. Не разговаривайте так громко т-ссс.
    1. 2. От поставленных звуков.
    2. Поднесите руку ребенка к своим губам и произнесите звук ц. Он должен почувствовать одно прикосновение воздушной струи. Теперь поднесите его руку к его губам и попросите, чтобы он произнёс звук «ц». Он почувствует два прикосновения воздушной струи. Это происходит при неправильном произнесении звука. Объясните ребёнку, что струя воздуха должна быть одна. Повторяйте упражнение, пока ребенок не устанет.

      Для звука «л»

    3. «Гудок поезда». Показать язычок и одновременно сказать – у-у-у. Поезд едет у-у-у. Громко, четко у-у-у.
    4. «Чистый язычок». Прижать язык между зубами, будто пытаетесь чистить. Выполнять движения вверх и вниз. Упражнение похоже на маляра, который красит дом.
    5. «Поиграем с лошадкой» (звук от цокота копыт). Веселая лошадка бегает, а копытца поют цок-цок-цок. Побегать с ребёнком, изображая лошадку.
    6. «Язычок поет». Немного прикусив язык, пропеть лёк-лёк-лёк. Помолчать и снова лёк-лёк-лёк. Сделать два-три подхода.
    7. При заикании

      При работе с заиканием важно формировать плавность речи, развивать речевое дыхание, выполнять множеств упражнений в игровой форме в комфортных для ребенка условиях.

      1. 1. «Весёлые карусели». Ходить по кругу и на каждый шаг произносить: «Мы веселые карусели опа-опа-опа-па-па, татати-тати-тата».
      2. 2. «Веселые цыплята». Прыжки на правой и левой ноге попеременно со словами: «Хлоп-топ-хлоп! Уф-ив-аф! Ап-цап- тап! Тап-тип-рап-роп-цып-цып!».
      3. 3. «Поиграем в дирижёра». Ритмично делайте взмахи руками, ребёнок должен произносить на распев любые слова, слоги или гласные.
      4. 4. Хлопаем в ладоши на каждый гласный звук. При успешном выполнении добавляем топанье ногой. Если у ребёнка не получается одновременно хлопать и топать, отработайте поочередно, затем соедините. Важно, чтобы ребёнку упражнение нравилось, он чувствовал себя комфортно, не боялся и не стеснялся.
      5. 5. Предложить ребёнку прочесть короткое детское стихотворение под любую спокойную музыку, следить за соблюдением ритма. При успешном прочтении маленького стихотворения, подберите более сложные и длинные. Предложите рассказать знакомое стихотворение в такт музыке, мелодия классическая или современная без слов.
      6. Для взрослых

        Перед началом занятий с ребенком обратите внимание на свою речь, если некоторые звуки произносите не достаточно четко, потренируйте их скороговорками. Последовательность занятий:

    • прочитайте скороговорку несколько раз;
    • попробуйте произнести, медленно выговаривая все звуки;
    • не ускоряйте темп, пока не получится ясно и чётко;
    • добившись положительных результатов, ускорьте темп. Главным является точное воспроизведение звуков, а не скорость;
    • маленькие скороговорки произносите на одном дыхании, соблюдайте темп и ритм.

    На четкость произношения

    Произнесите ясно и чётко: трава, дрова, кровать, река, рак, огонь, лук, стук, гроздь, гвоздь, орёл, козёл, пришёл, ушёл, зашёл, каратист, пианист, фашист, интурист, бровь, морковь, метель, карусель, вода, игра, дошла, подошва, полк, кружка, подружка, тарелка, белка, кровать, стоять, писать, летать, скакать, птица.

    Эти слова позволяют выявить проблемные звуки.

    Возьмите любое стихотворение или текст и читайте его с интонацией, четко проговаривая звуки. Следите за положением нижней челюсти и губ.

    Принципиальных отличий при работе с детьми и взрослыми нет, техника и упражнения одинаковые. Правильность выполнения упражнений контролируйте у зеркала.

    После инсульта

    Логопедические упражнения помогут восстановить речь после инсульта при их систематическом выполнении. Каждое упражнение повторяйте 15-20 раз.

  • 1. «Лошадь». Двигайте языком во рту так, чтобы имитировать лошадиное цоканье.
  • 2. «Ядовитая змея». Высовывайте язык, как можно дальше, и шипите, как змея.
  • 3. «Стена». Сделайте оскал, чтобы были видны передние зубы. Выполняется без звука.
  • 4. «Добрый волшебник». Улыбайтесь, не показывая зубы.
  • 5. «Дудочка». Покажите кончик языка, свернутого трубочкой, дуйте в него, как можно сильнее.
  • 6. «Громкоговоритель». Сделайте губы трубочкой, приставьте к губам ладошку и громко трубите.
  • 7. «Бублик». Округлите губы и пойте О-О-О-О-О-О-О.
  • 8. «Маятник». Высуньте язык и двигайте его вверх-вниз, как маятник.
  • 9. «Хорошая ладошка». Целовать ладошку, громко чмокая (как при воздушном поцелуе). При выполнении упражнения складывайте губы в трубочку с напряжением.
  • 10. «Хобот слона». Высуньте язык и попробуйте достать сначала нос, затем подбородок, не помогайте губами.
  • Регулярное выполнение упражнений поможет больному после инсульта восстановить речь и вернуться к полноценному общению.

    Логопедические занятия для детей и взрослых тренируют артикуляционный аппарат, повышают четкость произношения, формируют правильную речь. При постановке звуков важно выполнять дыхательные упражнения.

    Форум о заикании

    Stuttering — Независимый сайт о заикании

    Логопедические упражнения для коррекции заикания у подростков и взрослых.

    Описание: Обсуждение различных методик лечения заикания.
    Общение с представителями и авторами методик.
    Модераторы: Inkognito, Skif

    Свои посты и рекомендации я размещаю просто так, бесплатно, безвозмездно. Чтобы люди пользовались правильными и грамотными рекомендациями по улучшению своих речевых навыков. Это не избавит вас от заикания, но сделает вашу речь качественной, грамотной и уверенной. Лекарства от заикания нет, но есть способ управлять им — регулярные и разнообразные речевые нагрузки.
    Также я не рекламирую себя, как специалиста. Не скрою, я работаю логопедом-дефектологом много лет и большая часть моей практики посвящена заиканию и тяжелым нарушениям речи. Я просто размещаю полезную информацию, потому что считаю, что люди с заиканием должны иметь бесплатный доступ к ней.

    Добавлено спустя 2 минуты 28 секунд:
    Дыхательные упражнения при заикании у подростков и взрослых.
    Цель: формирование речевого выдоха, координированного с речевым потоком.

    Важно:
    1. Не заниматься дыхательными упражнениями сразу после еды.
    2. Если у вас возникло головокружение и темнота в глазах, прекратите выполнение упражнения.

    Техника диафрагмального (речевого) дыхания.
    1.Вдох производится через нос (рот закрыт), выдох — через рот.
    2. Вдох должен быть коротким и бесшумным. Выдох должен быть продолжительным и осуществляться без усилий. Между вдохом и выдохом не должно быть пауз.
    3. При вдохе поднимается стенка живота, как будто набирает в себя воздух. При выдохе стенка живота опадает — воздух выходит наружу.
    4. Во время осуществления диафрагмального вдоха плечи, ключицы и грудная клетка остаются неподвижными, расслабленными.

    Упражнения для дыхания.

    Упражнение 1 «Резкий выдох». Это упражнение помогает снять напряжение с мышц грудной клетки.
    Порядок выполнения: спокойно вдохнуть и резко выдохнуть воздух через рот так, как будто вы быстро задуваете свечу. После этого сразу делаете спокойный диафргамальный вдох, см. Упражнение 2.

    Упражнение 2 «Дыхание животом». Лягте на спину плашмя: не сгибайте ноги в коленях. Под шею положите валик. Это может быть подушка, свернутый плед или полотенце. Положите одну руку на живот в область между пупком и нижней границей грудной клетки.

    Порядок действий:
    1.Сделайте резкий выдох (упражнение 1), чтобы выпустить из лёгких остатки воздуха.
    2.Затем сделайте спокойный вдох носом. При этом живот должен надуться так, как будто набирает в себя воздух. Грудная клетка в этот момент почти не поднимается.
    3.Выдох — плавный, спокойный и длительный. Живот при этом сдувается, как будто выпускает воздух.
    4.Продолжайте дышать животом. Сделайте несколько повторений.

    Упражнение 3 «Дыхание сидя».
    Порядок выполнения:
    1. Садитесь на стул, кресло или диван. Без опоры спины. Спина должна быть прямой, без прогиба в пояснице и без сутулости в плечах. Расслабьте плечи и лопатки: слегка отведите их назад и опустите вниз.
    2. Голову держите прямо, подбородок параллельно полу.
    3. Ноги согните под углом 90 градусов и поставьте стопы параллельно друг другу так, чтобы между ними можно было поставить перпендикулярно еще одну стопу.
    4. Положите руку на живот в область между пупком и нижней границей грудной клетки.
    5. Сделайте резкий выдох (см. упражнение 1).
    6. Затем спокойный вдох носом — живот надувается. И выдох - живот сдувается. Повторите несколько раз. Грудная клетка не должна двигаться.

    Запомните: короткий бесшумный вдох через нос (рот закрыт), живот надулся. Длинный бесшумный выдох через рот -живот сдувается. Грудная клетка и плечи неподвижны.

    Упражнение 4. «Дыхание стоя».
    Порядок выполнения:
    1.Встаньте прямо. Ноги прямые. Стопы плотно прижаты к полу, расположены параллельно друг другу и расстояние между ними - одна ступня, поставленная перпендикулярно.
    2.Спина прямая - без прогиба в пояснице и без сутулости в плечах. Плечи и лопатки опущены и слегка отведены назад.
    3.Руки вытянуты вдоль туловища, кисти расслаблены.
    4.Голова расположена прямо, подбородок параллельно полу.
    5.Положите руку на живот в область между пупком и нижней границей грудной клетки.
    6.Сделайте один резкий выдох (см. упражнение 1).
    7.Затем сделайте спокойный вдох носом — живот надувается. И выдох через рот - живот сдувается. Сделайте несколько повторений.

    Дыхательная гимнастика от заикания

    Заикание – одно из сложнейших нарушений речи, связанное с судорожным состоянием артикуляторного аппарата. Чаще всего заикание появляется в дошкольном возрасте, но может появиться и позже. К школьному возрасту у заикающегося возникает страх собственной речи, появляется ряд уловок и сопутствующих движений, которые не только не помогают, но и усугубляют многочисленные запинки, остановки, повторения звуков, слогов и слов.

    К сожалению, какие бы страдания не приносил бы речевой недостаток, практика показывает, что заикающиеся люди часто пассивны, они обращаются за помощью уже в достаточно взрослом состоянии и ищут такие приемы и методы, которые сделали бы их речь идеальной без каких-либо собственных усилий. Устранение заикания – дело длительное и сложное, требующее упорной и систематической работы не только над своей речью, но и над собой.

    Так как в большинстве случаев заиканию предшествуют невротические расстройства, считается, что даже после полного устранения речевого дефекта в связи с любым стрессом часты рецедивы. Кроме того, существует точка зрения, что заикание взрослых неизлечимо. В любом случае, необходимо приложить достаточно усилий, чтобы научиться контролировать свою речь и значительно улучшить её.

    Методика устранения заикания включает в себя психотерапию, режим молчания и шепотной речи, логопедические занятия с дыхательными, артикуляторными и голосовыми упражнениями, сеансы гипнотерапии, приемы самовнушения и др.

    В данной статье речь пойдет о тренировке одного из важнейших условий правильной плавной речи – дыхании. При заикании оно почти всегда бывает нарушенным. Объем выдыхаемого воздуха настолько мал, что его не хватает на произнесение фразы, а часто заикающийся и вовсе говорит на вдохе или задержанном дыхании, что абсолютно неправильно. Поэтому овладение правильным речевым дыханием является для заикающегося человека важным и необходимым фундаментом для дальнейшей коррекции речи.

    Речевое и жизненное дыхание: отличия

    Необходимо понимать разницу между речевым и основным физиологическим дыханием. Назначение речевого дыхания – участие в создании голоса на плавном и равномерном выдохе. Основная функция жизненного дыхания – поддержание жизни человека путем непрерывного газообмена в организме (при вдохе в организм поступает кислород, при выдохе выделяется углекислый газ).

    В отличие от физиологического речевое дыхание произвольно. Человек сам контролирует необходимую для той или иной фразы дозу воздуха и сопоставляет моменты вдоха с речевыми паузами.

    При обычном дыхании мы дышим носом, вдох и выдох имеют одинаковую продолжительность, при речевом – дыхание происходит одновременно через рот и нос, вдох при этом в разы короче, чем выдох. Жизненное дыхание бывает ключичное, грудное и брюшное. Наиболее удобным для речи является диафрагмально-реберное (нижне-диафрагмальное) дыхание.

    У людей, не страдающих заиканием, правильное речевое дыхание вырабатывается автоматически, при возникновении заикания оно нарушено и его необходимо вырабатывать сознательно.

    Лечение заикания: развитие речевого дыхания

    При речевом типе дыхания диафрагма (груднобрюшная перегородка) быстро опускается, увеличивая объем легких, а при выдохе поднимается. Тренировку нижне-диафрагмального дыхания лучше всего отрабатывать за полчаса до еды утром и вечером перед сном. Одежда не должна стеснять движения. После упражнений необходим небольшой отдых.

    1. Упражнение «Воздушный шарик»

    Лежа на спине положите одну руку на живот, а другую на грудь. Спокойно и плавно вдохните. Живот при вдохе должен надуваться как воздушный шарик, рука при этом поднимается. Затем медленно выдохните, слегка нажимая рукой на живот. Грудная клетка во время совершения вдоха и выдоха находиться в спокойном состоянии.

    Первое время для избежания головокружения от излишка кислорода количество вдохов не должно превышать пяти. Затем число вдохов можно увеличить до пятнадцати.

    Упражнение «Воздушный шарик» необходимо закреплять в течении двух-трех недель. По истечении этого срока рука может уже не оказывать механическую помощь, а осуществлять контроль за правильным дыханием. Затем данное упражнение закрепляется уже стоя и сидя.

    2. «Буря в стакане»

    При выполнении этого упражнения левой рукой также осуществляется контроль правильного дыхания. Вдох делается через нос и слегка приоткрытые в улыбке губы. Выдох совершается через трубочку для коктейля, конец которой опущен в наполовину заполненный водой стакан. Необходимо следить, чтобы губы были при этом неподвижны, а щеки не надуты.

    Аналогично предыдущим упражнениям можно дуть на кусочек ваты, полоску бумаги, вертушку, перо, выпускать мыльные пузыри и т.п.

    Дыхательная гимнастика А.Н. Стрельниковой

    Дыхательная гимнастика А. Н. Стрельниковой часто применяется при коррекции заикания. Особенностью данной методики является сочетание короткого и резкого вдоха с движениями. Активные движения всех частей тела вызывает сильнейшую потребность в кислороде. Вдох производится мгновенно и эмоционально, выдох – самопроизвольно.

    В работе с заикающимися я часто использую упражнения «Насос» и «Обними плечи». С их помощью уже за два месяца можно добиться возникновения глубокого и плавного дыхания, а голосовые связки становятся более гибкими и подвижными.

    1. «Насос»

    Выполняется из вертикальной позы, руки опущены. Вдох короткий, резкий и осуществляется параллельно с наклоном вниз, спина при этом круглая, голова опущена.

    После этого следует слегка приподняться и выдохнуть воздух через нос или через рот. В норме упражнение составляет 8 вдохов по 12 раз с паузами в 3-5 секунд.

    Но прежде чем совершать такое большое количество вдохов-движений, необходимы ежедневные тренировки в течение 2-3 недель, начиная с того количества движений, которое не вызывает напряжения в области поясницы, головокружения и плохого самочувствия. В тяжелом состоянии упражнение можно выполнять из положения сидя.

    Противопоказаниями к выполнению данного упражнения являются травмы головы и позвоночника , смещение межпозвонковых дисков, наличие позвоночных грыж, повышенное артериальное, внутричерепное и внутриглазное давление, камни в почках , печени и мочевом пузыре, высокая степень миопии, хронический радикулит и остеохондроз, беременность, плохое самочувствие до или во время выполнения упражнений.

    2. «Обними плечи»

    Выполняется также из вертикального положения, руки при этом согнуты, подняты на уровне плеч кистями друг к другу. Короткий шумный вдох осуществляется в момент сведения рук навстречу друг другу, обнимая себя за плечи, локти при этом сходятся на груди. Необходимо, чтобы руки находились параллельно друг другу, а не крест-накрест. В момент выдоха через рот или нос руки слегка расходятся, образовывая перед собой квадрат.

    Количество вдохов-движений составляет 8 вдохов по 12 раз с паузами между ними, после 2-3 недель ежедневных тренировок можно увеличить количество вдохов-движений до 32 по 16 раз и делать их уже без остановок.

    При сердечной недостаточности и других тяжелых заболеваниях упражнение выполнять не следует. Тренироваться можно также в положении сидя и даже лежа.

    Лечение заикания: памятка для закрепления речевого дыхания

  • Прежде чем заговорить, сделайте вдох.
  • Говорить можно только на выдохе.
  • Вдох всегда короткий, а выдох – плавный и длительный. Выдох необходимо «экономить».
  • Дышать нужно «животом», грудная клетка при этом неподвижна, плечи неподвижны и не поднимаются.
  • На одном выдохе нужно произносить не более трех-четырех слов.
  • Слова в предложении нельзя разрывать на слоги, произносить их следует слитно. Делать вдох следует в смысловых паузах.
  • Во время произнесения речи необходимо следить за тем, чтобы в мышцах голосового аппарата, шеи, лица не было напряжения.
  • При коррекции заикания необходимо запастись терпением. Улучшение речи происходит медленно и имеет скачкообразный характер. Иногда для коррекции заикания требует больше усилий и времени, нежели ожидал пациент, что ведет к отчаянию, он бросает тренировки и еще больше замыкается в себе. Однако опыт показывает, что правильные и регулярные занятия помогают справиться с заиканием, каким бы сильным оно ни было.

    Юлия СТЕПАНОВА, логопед, психолог

    Логопедические упражнения при заикании

    Молчанка
    Оборудование: карточки с цифрами 1, 2, 3 у каждого ученика. Сначала из числа игроков выбирается помощник ведущего - «наблюдатель». Затем педагог называет слово, а ученики поднимают карточку с цифрой, соответствующей количеству слов в данном слове. (Подбор слов может быть произвольным и тематическим.) За неверные ответы «наблюдатель» раздает ученикам штрафные фишки. За каждую фишку по окончании игры необходимо выполнить то или иное задание.

    Физкультурные минутки на логопедических занятиях

    «Думающая шапочка» (Э. Баллингер). Кому понравится, чтобы его тянули за уши? Но если ты сам себя потянешь за уши - конечно, осторожно, - это может принести пользу. Указательными и большими пальцами рук потяни за края свои уши в стороны, как будто хочешь их распрямить. Начинай с верхнего края уха и иди вниз до мочки. После 15-кратного потягивания ушей ты сможешь лучше и внимательнее слушать.

    Упражнения для развития кинетической и кинестестической основы движений руки

    Под кинетической основой речи понимаем способность выполнения серии артикуляционных движений. Примером служат: сначала вытянуть губы вперед — затем улыбнуться; открыть рот — показать широкий язык — поднять его на верхнюю губу — опустить на нижнюю губу — убрать в рот — закрыть рот; осторожно подвигать нижней челюстью вправо — влево; открыть рот — положить язык на нижнюю губу — покашлять с открытым ртом при этом язык находится на нижней губе. Работой кинетического механизма осуществления речевого акта обусловлена способность воспроизводить уже не отдельные звуки, а слова целиком, слоги. Кинетическая программа обеспечивается участием своего мозгового механизма, отличного от механизма создания кинестетической схемы произвольного движения.

    Упражнения при заикании

    Согласно МКБ-10, заикание - это нарушение речи, которое характеризуется частым повторением или пролонгацией звуков или слогов, или слов; или частыми остановками или нерешительностью в речи, разрывающей её ритмическое течение.

    УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ ДИАФРАГМАЛЬНОГО ВЫДОХА ПРИ ЗАИКАНИИ

    Заикающийся находится в положении лежа на спине. Рука ребенка лежит на верхней части живота (диафрагмальная область). Внимание ребенка обращается на то, что его живот «хорошо дышит». Можно положить на живот игрушку для привлечения внимания. Это упражнение длится в среднем 2 — 3 минуты. Упражнение должно выполняться без усилий, чтобы избежать гипервентиляции и повышения мышечного тонуса.

    Задуй свечку. Дети держат полоски бумаги на расстоянии около 10 см от губ. Детям предлагается медленно и тихо подуть на «свечу» так, чтобы пламя «свечи» отклонилось. Логопед отмечает тех детей, кто дольше всех дул на «свечу».

    Лопнула шина. Исходное положение: дети разводят руки перед собой, изображая круг — «шину». На выдохе дети произносят медленно звук «ш-ш-ш». Руки при этом медленно скрещиваются, так что правая рука ложится на левое плечо и наоборот. Грудная клетка в момент выдоха легко сжимается. Занимая исходное положение, дети делают непроизвольно вдох.

    Накачать шину. Детям предлагают накачать «лопнувшую шину». Дети «сжимают» перед грудью руки в кулаки, взяв воображаемую ручку «насоса». Медленный наклон вперед сопровождается выдохом на звук «с-с-с». При выпрямлении вдох производится непроизвольно.

    Воздушный шар. Выполнение упражнения аналогично упражнению «Лопнула шина», но во время выдоха дети произносят звук «ф-ф-ф».

    Жук жужжит. Исходное положение: руки поднять в стороны и немного отвести назад словно крылья. Выдыхая, дети произносят «ж-ж-ж», опуская руки вниз. Занимая исходное положение, дети делают непроизвольно вдох.

    Ворона. Исходное положение: руки поднять через стороны вверх. Медленно опуская руки и приседая, дети произносят протяжно «К-а-а-а-р». Логопед хвалит тех «ворон», которые медленно спустились с дерева на землю. Занимая исходное положение, дети делают непроизвольно вдох.

    Гуси. Исходное положение: руки поставить на пояс. Медленно наклонить туловище вперед, не опуская голову вниз. Произнести протяжно «Г-а-а-а». Принимая исходное положение, произвести вдох.

    Дыхательная гимнастика нашла широкое применение в борьбе с заиканием из-за своей высокой эффективности.

    Заикание является распространённой речевой патологией приносящей множество проблем людям, которые им страдают. Однако каждодневное выполнение упражнений поможет избавиться не только от речевого нарушения, но и от причин, которые спровоцировали его развитие.

    Дыхательная гимнастика при заикании способна полностью наладить разговорную функцию пациента при условии регулярного соблюдения всех правил выполнения.

    Что такое заикание

    Расстройство ритма и темпа речи называется заиканием.

    Чаще всего им страдают мальчики в возрасте от двух до пяти лет.

    Именно в это период малыши активно начинают пользоваться фразовой речью. Соответственно любые негативные факторы (патологии нервной системы, психологические проблемы, частые простудные заболевания) могут спровоцировать нарушения разговорной функции различного типа, в том числе и заикание.

    Также не исключается наследственная предрасположенность к данному заболеванию.

    При возникновении симптомов заикания у ребёнка, необходимо вместе с ним посетить несколько специалистов - невролога, психолога и логопеда.

    Физиология заикания заключается в следующих процессах, протекающих в организме человека:

    • Происходит дисбаланс в передаче нервных импульсов в зону, отвечающую за репродуцирование речи.
    • Появляются спазмы мышц, так называемые «судороги». В органах артикуляционного аппарата (язык, гортань, губы, глотка). Также в патологическом процессе принимают участие диафрагма, мышцы груди и брюшины.
    • Заикающимся пациентам присуща высокая эмоциональность, психологическая неуравновешенность.
    • Присутствует постоянное расстроенное, напряжённое выражение лица.
    • Слова произносятся с заметным удлинением, неконтролируемыми остановками в процессе произношения - ррр-ря-бина, бб-бита.
    • Наблюдается тремор мышц рта.

    Важно! Заикание гораздо легче и быстрее поддаётся коррекции при максимально раннем обращении к врачу. Ребёнок, столкнувшись сильным напряжением в общении, может вовсе отказаться разговаривать

    Образование голоса, дыхание, артикуляция - это три неразрывно связанных процесса. Соответственно дыхательные упражнения будут очень полезны для восстановления разговорной функции при любом виде заикания, а также нормализации нервной системы.

    Однако для полного выздоровления пациента необходимо комплексное лечение. Часто наряду с дыхательной гимнастикой, применяются медикаментозная терапия и различные психотерапевтические методики.

    Общая характеристика дыхательной гимнастики

    Пациентам, которые заикаются, огромную помощь в борьбе с заболеванием, окажет дыхательная гимнастика, специально подобранная врачом после медицинского обследования.

    Она состоит из разных по сложности упражнений.

    Дыхательная гимнастика от заикания, при условии регулярного выполнения, поможет, наладить правильный ритм и темп речи.

    Первоначально упражнения осуществляются без включения голосовой функции далее, усложняются воспроизведением звуков.

    Для того чтобы достичь максимального эффекта от гимнастики необходимо понимать основные задачи, которые решает данная техника. Например, такие, как:

    • Соблюдение правильного баланса вдоха и выдоха.
    • Увеличение тонуса брюшных мышц.
    • Развитие диафрагмального дыхания.
    • Самостоятельное регулирование дыхательного ритма.
    • Формирование расслабленного дыхания при разговоре.

    Систематическое выполнение дыхательных упражнений от заикания научит пациента вдыхать нужное количество кислорода при разговоре, постепенно придаст уверенность в себе, полностью избавит от патологии.

    Однако следует запастись терпением. Избавление от заикания проходит медленно. Лечение требует больших усилий, но прогноз благоприятен при патологии любой степени тяжести.

    Метод Стрельниковой

    Существует большое количество дыхательных методик от заикания. Гимнастика Стрельниковой считается наиболее эффективной.

    С техникой выполнения основных упражнений можно ознакомиться в таблице ниже.

    Упражнение

    Алгоритм выполнения.

    1. Необходимо стоять прямо.
    2. Губы сомкнуть.
    3. Руки, согнуть в локтях, поднять вверх.
    4. Выполнить с шумом восемь вдохов через нос. В это время сжимать ладони.
    5. Выдох через рот, с разжатыми губами, плавно без задержек. Ладошки разжать.
    6. Пауза 2-3 секунды.
    7. Повторять упражнение 24 раза.

    Необходимо контролировать плечи, следить, чтобы они не поднимались во время работы над дыханием

    Погончики

    1. Сжатые в кулаках руки положить на талию.
    2. Сделать восемь активных полноценных вдохов, плавных выдохов.
    3. В процессе вдоха кулаки толкать с силой вниз. Во время выдоха возвратить обратно.
    4. Пауза 3 секунды.
    5. Цикл повторить 12 раз
    1. Наклониться с опущенными вниз руками.
    2. Сделать восемь вдохов.
    3. При выдохе возвращаться в положение стоя.
    4. Перерыв около трёх секунд.
    5. Повтор 12 раз.

    Чтобы легче было представить, как делается данное упражнение, необходимо визуализировать, что ручным насосом накачивается автомобильная шина

    На занятие уходит примерно пятнадцать минут. Гимнастику нужно проделывать регулярно два раза в день: утром и вечером.

    Следует соблюдать некоторые правила при выполнении дыхательной техники. Например, такие, как:

    • Внимание должно быть направлено именно на вдох (только через нос, шумный и резкий, напоминающий хлопок в ладоши).
    • Выдох пассивный, бесшумный через рот.
    • Все движения выполняются только одновременно с вдохом.
    • Комплекс упражнений осуществляются в любом удобном положении для пациента.

    Важно! Необходимо знать, что в период, когда пациент дышит по данной методике, у него может закружиться голова. Если присутствует такое проявление, упражнения следует выполнять сидя

    Когда ребёнок перестаёт испытывать затруднения во время занятий, врач добавляет более сложные упражнения.

    Для закрепления дыхательной техники во время общения необходимо запомнить следующие основные аспекты:

    • Перед тем, как начать разговаривать очень важно, сделать вдох.
    • Слова произносятся на выдохе, один выдох - 3-4 слова.
    • Должно присутствовать абдоминальное дыхание (животом).
    • Стараться вдыхать во время пауз, соответствующих смыслу разговора.
    • При воспроизведении речи нужно следить за состоянием мышц - избегать зажимов в области лица, шеи, артикуляционном аппарате.

    Дыхательная гимнастика при заикании, как и любой другой вид терапевтических мероприятий, имеет свои противопоказания.

    Например, такие, как:

    • Различные острые состояния (свежая черепно-мозговая травма, высокая температура тела, болевые ощущения).
    • Повышенное артериальное и внутричерепное давление.
    • Мочекаменная болезнь. При данном заболевании доктор к выбору упражнений подходит избирательно. Например, такая техника, как «насос» может спровоцировать обострение.
    • Травмы позвоночного столба.
    • Врождённый порок сердца является относительным противопоказанием. Возможно, выполнение упражнений будет разрешено врачом после внесения некоторых ограничений, в зависимости от степени тяжести заболевания.

    Необходимые условия для выполнения дыхательной гимнастики

    Для того чтобы достичь максимально положительный эффект во время выполнения упражнений при заикании необходимо соблюдать следующие правила:

    • Всегда проветривать помещение перед занятиями.
    • Следить за чистотой комнаты, регулярно вытирать пыль, проводить влажную уборку.
    • Не заниматься в помещении с повышенной влажностью.
    • Приступать к дыхательной гимнастике нельзя на голодный желудок, однако с полным животом также не рекомендуется. После приёма пищи должно пройти минимум 2 часа.
    • Необходимо избегать физического переутомления и высыпаться.
    • Важно добавить пациенту, борющемуся с заиканием занятия спортом, которые благоприятно сказываются на работе сердца, нервной и дыхательной системах (бег, плавание, катание на коньках, лыжах).
    • Необходимо улучшить пищевой рацион. Ребёнку нужно употреблять нежирное мясо, кисломолочные продукты, свежие фрукты, овощи, зелень, морскую рыбу, крупы. Лучше организовать четырёх разовое питание с соблюдением точного режима времени приёма пищи.
    • Если у больного появились жалобы на затруднённое дыхание (ринит, кашель), занятия лучше отложить до полного выздоровления.

    Важно понимать - дыхательная гимнастика при заикании у детей должна вызывать положительные ассоциации. Нельзя кричать на малыша во время выполнения упражнений, заставлять тренироваться силой. В семье необходимо поддерживать спокойную благоприятную обстановку. Малыш должен доверять своим родителям и чувствовать их поддержку.

    1. Выберите удобную позу (лежа, сидя, стоя), положите одну руку на живот, другую – сбоку на нижнюю часть грудной клетки. Сделайте глубокий вдох через нос (при этом живот выпячивается вперед, и расширяется нижняя часть грудной клетки, что контролируется той и другой рукой). После вдоха сразу же произведите свободный, плавный выдох (живот и нижняя часть грудной клетки принимает прежнее положение).
    2. Произведите короткий, спокойный вдох через нос, задержите на 2-3 секунды воздух в легких, затем произведите протяжный, плавный выдох через рот.
    3. Сделайте короткий вдох при открытом рте и на плавном, протяжном выдохе произнесите один из гласных звуков (а, о, у, и, э, ы).
    4. Произнесите плавно на одном выдохе несколько звуков:
    аaaaa
    аaaaaooooooo
    аaaaaуууууу

    5. Произведите счет на одном выдохе до 3-5 (один, два, три...), стараясь постепенно увеличивать счет до 10-15. Следите за плавностью выдоха. Произведите обратный счет (десять, девять, восемь...). 6. Прочтите пословицы, поговорки, скороговорки на одном выдохе. Обязательно соблюдайте установку, данную в первом упражнении.
    Капля и камень долбит.
    Правой рукой строят – левой ломают.
    Кто вчера солгал, тому завтра не поверят.
    На скамеечке у дома целый день рыдала Тома.
    Не плюй в колодец – пригодится воды напиться.
    На дворе трава, на траве дрова: раз дрова, два дрова – не руби дрова на траве двора.
    Как у горки на пригорке жили тридцать три Егорки: раз Егорка, два Егорка, три Егорка...

    Интересно, сколько Егорок получится у Вас на одном выдохе?
    7. Прочитайте русскую народную сказку «Репка» с правильным воспроизведением вдоха на паузах.

    Репка.
    Посадил дед репку. Выросла репка большая-пребольшая.
    Пошел дед репку рвать. Тянет-потянет, вытянуть не может.
    Позвал дед бабку. Бабка за дедку, дедка за репку, тянут-потянут, вытянуть не могут!
    Позвала бабка внучку. Внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку, тянут-потянут, вытянуть не могут!
    Позвала внучка Жучку. Жучка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку, тянут-потянут, вытянуть не могут!
    Позвала Жучка кошку. Кошка за Жучку, Жучка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку, тянут-потянут, вытянуть не могут!
    Позвала кошка мышку. Мышка за кошку, кошка за Жучку, Жучка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку, тянут-потянут - вытянули репку!

    Все последующие упражнения, приведённые в данной статье, рассчитаны на исполнение с учетом описанной техники речевого дыхания.

    Психологические упражнения для развития голоса.

    Вы можете развить свой голос при помощи этих упражнений подобно тому, как развиваете мышцы при помощи занятий физкультурой. В результате тембр голоса изменится, ваш голос разовьётся и станет более низким и благозвучным, его диапазон расширится, произношение станет более четким, модуляции выразительнее, а экспрессивность убедительнее. Дополнительный эффект от упражнений выразится в активизации ваших сил. Лучше всего выполнять эти упражнения регулярно, причем по утрам, ибо это зарядит вас бодростью на целый день. У вас не только разовьется более приятный голос, но намного улучшится ваше общее самочувствие. По мере того, как будет происходить развитие голоса, будет совершенствоваться и ваша личность.
    1. Встаньте перед зеркалом. Сделайте выдох, затем вдох и произносите каждый звук до тех пор, пока у вас хватит дыхания. Итак, вдохните и начинайте:
    ииииииииии
    эээээээээээ
    аааааааааа
    оооооооооо
    ууууууууууу

    Эта последовательность не случайна, Вы начинаете со звука самой высокой частоты - "и" . Если Вы при этом положите ладонь на голову, то ощутите легкую вибрацию кожи. Это свидетельство более интенсивного кровообращения. Произнесение звука "э" активизирует область шеи и горла, Вы это можете почувствовать, приложив руки к шее. Произнесение звука "а" благотворно воздействует на область грудной клетки. При произнесении звука "о" усиливается кровоснабжение сердца, а упражнение со звуком "у" оказывает положительное воздействие на нижнюю часть живота. Произносите медленно один за другим все звуки три раза. Если Вы хотите, чтобы тембр голоса был более низким, а голос был более глубоким и выразительным, то в течение дня многократно произносите звук "у" .
    2. Теперь нужно активизировать область груди и живота, а для этого надо произносить звук "м" с закрытым ртом. Упражнения на звук "м" проделайте три раза. Один раз совсем тихо, второй раз - громче и в третий раз - как можно громче, чтобы голосовые связки напряглись. Положив ладонь на живот, Вы ощутите сильную вибрацию.
    Особое внимание следует уделить звуку "р" , поскольку он способствует улучшению произношения и придает голосу силу и энергичность. Для того, чтобы расслабить язык, проведите предварительную подготовку: поднимите кончик языка к небу за передними верхними зубами и "порычите" как трактор. Итак, сделайте выдох, потом вдох и начинайте "рычать": "рррр" . После этого выразительно и эмоционально с подчеркнуто раскатистым "р" произнесите следующие слова:
    роль руль ринг рубль ритм рис ковер повар забор сыр товар трава крыло сирень мороз и т.п.
    3. "Упражнение Тарзана" помимо способа развития голоса представляет собой профилактическое средство против простудных заболеваний и инфаркта миокарда. Встаньте прямо, сделайте выдох, затем глубокий вдох. Сожмите руки в кулаки. Громко произносите звуки "ииииииииии" и одновременно колотите себя кулаками по груди, как это делал Тарзан в знаменитом фильме.
    Теперь проделайте это же упражнение со звуками:
    эээээээээээ
    аааааааааа
    оооооооооо
    ууууууууууу

    По окончании упражнения Вы заметите, как очищаются Ваши бронхи от слизи, как Ваше дыхание становится свободным, как Вы заряжаетесь энергией. Хорошенько откашляйтесь, избавьтесь от всего ненужного! Это упражнение следует выполнять только по утрам, поскольку оно обладает возбуждающим и активизирующим действием.
    4. Индийские йоги известны своим глубоким красивым голосом, который достигается с помощью вот такого простого упражнения.
    Встаньте прямо и поставьте ноги на ширину плеч, сделайте несколько спокойных вдохов и выдохов, после чего наберите воздуха в живот и сделайте один резкий выдох, сопровождаемый звуком "Ха-а" . Выдох должен быть полным, а звук таким громким, как это только возможно (эхо в соседних домах). При этом можно слегка согнуть корпус вперёд.
    После нескольких недель тренировки по предложенной методике сравните свой нынешний голос с прежним, который Вы записали на диктофон, и Вы убедитесь, что тембр Вашего голоса изменился, а голос вцелом существенно улучшился, ибо теперь он обрел большую суггестивную силу, а это значит, что исходящее от Вас харизматическое излучение стало более интенсивным, Вы стали говорить более убедительно и сильнее воздействовать на окружающий мир.
    В результате такой тренировки и выполнения описанных упражнений спокойнее и глубже становится не только голос, но и Ваши мысли. Чем глубже и ниже голос, тем глубже он оседает в сознании, тем большее впечатление производят произносимые слова, и благодаря этому Вы начинаете говорить не просто по-другому, а намного лучше. За счет этого все, что Вас тревожит и беспокоит, отступает, а затем и вовсе исчезает. Поэтому никогда не прекращайте работать над своим голосом и тогда Вы никогда не прекратите работать над своей личностью.
    Работа над своим голосом - это работа над собой!

    Работа над дикцией.

    Под дикцией понимается четкое, ясное и отчетливое произношение всех звуков родного языка с правильной их артикуляцией при четком и внятном произнесении слов и фраз. Четкое и ясное произнесении слов обеспечивается за счет правильной артикуляции каждого звука, и, прежде всего, умения в процессе речи свободно и достаточно широко открывать рот, ибо при плохо открываемом рте звуки произносятся как бы сквозь зубы.
    Артикуляция также управляется на подсознательном уровне, как и голосообразование, поэтому целесообразно прежде всего понять те причины, по которым у Вас плохая дикция, и перепрограммировать их уже известными Вам приёмами. Ситуация для перепрограммирования может быть сформулирована примерно так: "У меня плохая дикция", "Я говорю невнятно", "Я картавлю", "Я неправильно произношу (не могу произнести) звук "Л" (звуки "Р", "З", "С", "Ж" или другие в соответствии с Вашими ощущениями.)". Причинами плохой дикции чаще всего являются самоуничижительные мысли типа "Моё дело помалкивать" или "В моём роду нет Цицеронов" , которые перепрограммируются достаточно просто.
    После перепрограммирования подсознания дикция, как правило, значительно улучшается, а для дальнейшего развития подвижности мышц нижней челюсти, умения достаточно широко открывать рот в процессе речи используются специальные упражнения.

    Упражнения для развития подвижности нижней челюсти.

    1. Свободно опускайте нижнюю челюсть до тех пор, пока между зубами не будет промежуток в два пальца.
    2. Беззвучно, протяжно (на одном выдохе) произнесите гласные звуки:
    ааааааааааааа
    яяяяяяяяяяяяяя
    (расстояние между зубами в два пальца);
    ооооооооооооо
    ёёёёёёёёёёёёё
    (расстояние между зубами в один палец);
    иииииииииииии (рот слегка открыт).
    3. Произнесите гласные звуки с голосом:
    аaaaaaaaaaaaa
    яяяяяяяяяяяяяя
    ооооооооооооо
    ёёёёёёёёёёёёё
    иииииииииииии

    4.Слитно и протяжно произнесите несколько гласных звуков на одном выдохе:
    аааааэээээ
    аааааеееее
    аааааиииии
    иииииааааа
    ооооояяяяя
    аааааииииииооооо
    иииииээээээаааааа
    аааааиииииэээээоооооо

    Следите за тем, чтобы при произнесении звуков раскрытие рта было достаточно полным.
    5. Произнесите пословицы, поговорки, скороговорки, которые насыщены гласными звуками, требующими широкого раскрытия рта. Например:
    Мал, да удал.
    Два сапога - пара.
    Нашла коса на камень.
    Знай край, да не падай.
    Каков рыбак, такова и рыбка.
    Под лежачий камень вода не течет.
    У ужа ужата, у ежа ежата.

    6. Прочтите стихотворение, четко произнося звуки "а", "я" :
    Уж небо осенью дышало,
    Уж реже солнышко блистало,
    Короче становился день,
    Лесов таинственная сень
    С печальным шумом обнажалась,
    Ложился на поля туман,
    Гусей крикливых караван
    Тянулся к югу: приближалась
    Довольно скучная пора;
    Стоял ноябрь уж у двора...
    А.С. Пушкин

    В процессе выполнения упражнений следите за тем, чтобы нижняя челюсть опускалась свободно вниз, гласные звуки сначала произносите немного подчеркнуто.

    Упражнения для развития подвижности губ.

    При вялости и недостаточной подвижности губ страдает четкость и ясность произношения многих гласных и согласных звуков. Так, для произнесения звуков "у" , "ю" требуется вытянуть губы вперед трубочкой, для звуков "о" , "ё" округлить губы, а для звуков "с" , "з" растянуть губы в улыбке. Для развития губ полезно использовать следующие упражнения:
    1. Растяните губы в улыбке без обнажения зубов.
    2. Растяните губы в улыбке с обнажением зубов при закрытом рте.
    3. Плотно сомкнутые губы вытяните вперед (как при свисте).
    4. Вытяните губы вперед в форме трубочки.
    5. Попеременно чередуйте вытягивание губ в трубочку с растягиванием их в улыбке.
    6. Поднимите верхнюю губу, обнажив верхние зубы, затем опустите нижнюю губу, обнажив нижние зубы.
    7. Протяжно произнесите гласные звуки (сначала без голоса, но с подчеркнутой артикуляцией, затем с голосом):
    ииииии (губы растянуты в улыбке);
    оооооо (губы овалом);
    уууууу (губы трубочкой).
    8. Произнесите согласные звуки (сначала беззвучно, затем с голосом):
    сссссс, зззззз (губы растянуты в улыбке);
    шшшшшш, жжжжжж (губы вытянуты вперед овалом).
    9. Слитно и протяжно произнесите несколько звуков на одном выдохе:
    ииииуууу (губы сначала растянуты, затем принимают форму трубочки);
    ууууииии (губы из формы трубочки переходят в форму улыбки);
    оооуууииии (округлены, трубочка, улыбка);
    ааааииииууууыыыы ;
    ссссссшшшшш (при произнесении звука с губы растянуты, при произнесении ш вытянуты вперед);
    ззззззжжжжж (при произнесении з растянуть губы, при произнесении ж вытянуть вперед).
    10. При плотно сомкнутых губах образовывать взрыв при произнесении звуков "п" , "б" (папа, баба, бублик, крупа, барабан, палка).
    11. Закрепите четкость и ясность произношения звуков в словах ива, игра, утюг, урок, утиль, окунь, ослик, юла, юрист, юг, ёжик, ёлка, Ирина, институт, инкубатор, изумруд, укрытие, улитка, удилище, ощущение, окулист, оборудование, сок, замок, колесо, шапка, школа, жук, живот, сушки, солнышко, железо, папка, барабан, веник, велосипед, фартук, фуфайка, кофта .
    При произнесении слов следите за положением губ перед зеркалом.
    12. Прочтите пословицы, поговорки, скороговорки. Следите за правильным положением губ, за четкостью и ясностью произнесения слов и фраз.
    Друг за друга стой и выиграешь бой.
    От умного научишься, от глупого разучишься.
    Капуста любит воду и хорошую погоду.
    У осы не усы, не усищи, а усики.
    Волки рыщут, пищу ищут.
    У ёлки иголки колки
    .
    13. Прочтите вслух рассказ и проследите за тем, чтобы губы принимали активное участие в произнесении звуков и слов Колокольчики. Я очень люблю эти простые цветы - веселые колокольчики. Выйдешь из лесу на нескошенный, заросший высокой травою луг и от радости ахнешь - столько красуется всевозможных цветов, похожих на праздничный хоровод. По всему зеленому лугу белеют ромашки, желтеют одуванчики, цветет мышиный горошек. А выше всех, всех веселее - лиловые колокольчики. От легкого дыхания теплого летнего ветра колышутся, кланяются, неслышно звенят колокольчики, радостно приветствуя гостя. Все лето цветут, неслышно звенят колокольчики, знакомые и милые цветы наших лугов и лесов .

    Упражнения для развития мышц языка.

    Язык принимает активное участие в образовании большинства звуков речи. От его работы во многом зависит отчетливость речи. Особые трудности возникают при произнесении слов со стечением согласных, когда необходимо быстро переключить движение языка с одного положения на другое. Для укрепления мышц языка, улучшения его подвижности и переключаемости, перед тем, как использовать упражнения в произнесении звуков, слов и фраз со стеченим согласных, четко отработайте следующие движения.
    1. Высуньте язык наружу и произведите им движения влево, вправо, вверх, вниз.
    2. Высуньте наружу язык и произведите круговые движения слева направо, затем наоборот - справа налево.
    3. При открытом рте и слегка высунутом языке сделайте его широким, узким, чашечкой (кончик и боковые края слегка приподняты).
    4. Слегка приподнятым напряженным кончиком языка "почистите" верхние зубы с наружной и внутренней стороны, в направлении от внутренней стороны зубов к наружной и наоборот.
    Контроль за правильностью выполнения движений осуществляйте при помощи зеркала. Добейтесь, чтобы все движения языком выполнялись легко и свободно, без особого напряжения.

    Упражнения в четкости произнесения согласных звуков в слогах.

    Прочтите слоги:
    1. па, по, пу, пы, пэ, пя, пё, пю, пи, пе, та, то, ту, ты, тэ, тя, тё, тю, ти, те, са, со, су, сы, сэ, ся, сё, сю, си, се, жа, жо, жу, жи, же ;
    2. ап, оп, уп, ып, эп, ат, от, ут, ыт, эт, ас, ос, ус, ыс, эс, аш, ош, уш, ыш, эш

    Упражнения в четкости произнесения слов со стечением согласных звуков.

    Прочтите вслух слова со стечением двух, трех и четырех согласных звуков: вход, вложить, поклажа, турист, карта, клумба, служба, хвост, смахнуть, смекнуть, собрать, плотва, штамп, прыщ, чванливый, взвод, вплавь, вплести, вправить, сдвинуть, искра, раскармливать, холст, взгляд, гротескный, груздь, застлать, мгновение, сгладить, столбняк, сгладить, столбняк, ствол, ястреб, костры, шпроты, всплыть, вскрыть, здравница, схватка, встретить, надсмотрщик, обмундирование, острастка, метростроевец, дуршлаг, странствие, транскрипция .

    Упражнения в четкости и ясности произнесения звуков и слов во фразовой речи.

    Для отработки четкости и ясности произнесения согласных звуков и слов полезно использовать скороговорки, которые построены на сочетании согласных звуков, трудных для произношения. Чтение скороговорок следует начинать в замедленном темпе, отчетливо произнося при этом каждое слово и каждый звук. Постепенно ускоряйте темп, но следите за тем, чтобы четкость и ясность произнесения не снижалась.
    Прохор и Пахом ехали верхом.
    Галка села на палку, палка ударила галку.
    От топота копыт пыль по полю летит.
    У быка бела губа была тупа.
    Водовоз вез воду из водопровода.
    У Фени фуфайка, у Фаи туфли.
    На семеро саней по семеро в сани уселись сами.
    Цыпленок цыпли цепко цеплялся за цепь.
    Пришел Прокоп - кипел укроп. Ушел Прокоп - кипел укроп. Как при Прокопе кипел укроп, так и без Прокопа кипел укроп.
    Мамаша Ромаше дала сыворотку из-под простокваши.
    Зажужжала пчела, дожужжалась паука.
    Чешуя у щучки, щетина у чушки.
    Сшит колпак не по-колпаковски, переколпаковать бы колпак, да перевыколпаковать.
    На дворе трава, на траве дрова: раз дрова, два дрова - не руби дрова на траве двора.
    Корабли лавировали, лавировали, да не вылавировали.
    Всех скороговорок не перескороговоришь, не перевыскороговоришь
    .
    Небольшие скороговорки произносите на одном выдохе. Соблюдайте плавность и слитность их произнесения.
    Дальнейшее закрепление хорошей дикции осуществляется при чтении вслух поэтических и прозаических текстов. При этом первое время необходимо продолжать следить за работой губ, языка, нижней челюсти, за отчетливым произнесением гласных звуков (ударных и безударных), за четким произнесением согласных, но не допускать при этом усиленного или подчеркнутого их произнесения.
    Каждое упражнение отрабатывается до тех пор, пока оно не будет выполняться легко и свободно, без особого напряжения.
    При работе над дикцией необходимо учитывать правильное использование речевого дыхания и голоса. Так, при произнесении скороговорок необходимо правильно доносить их содержание, уместно делать паузы, своевременно добирать воздух.
    Занятия по отработке хорошей дикции проводятся ежедневно по 10-15 минут. Переход к следующему упражнению осуществляется только после того, как будет достаточно четко отработано предыдущее.

    Добрый день!

    По себе знаю, что заикание приносит огромные душевные муки, но как ни странно, заики в большинстве своем очень пассивные люди, в общем-то, как и все люди, когда дела касается глубокой работы над собой . Единицы способны взяться и усердно работать над собой в течение длительного времени. Но такие люди есть и их много, о них вы можете узнать . Сегодня поговорим о дыхательных техниках, которые помогут вам в борьбе с заиканием, а конкретно, помогает ли дыхательная гимнастика Стрельниковой при заикании.

    Я пробовал очень многие дыхательные упражнения от заикания, и все они давали какой-то результат, иногда чуть лучше иногда чуть хуже, но полного избавления не случилось. И я вам честно скажу – совершенно не важно, насколько сильно вы заикаетесь! Если у вас сильное заикание, и вы надеетесь, что если вы хоть немного улучшите свою речь, то жизнь станет лучше — вы ошибаетесь!

    Даже если у вас легкая степень заикания, незнакомый человек сразу вешает на вас ярлык «заика» и этот взгляд… как на инвалида какого-то. Если вы заикаетесь, то вы понимаете, такой устало-внимательный взгляд, вроде хотят подсказать, чтоб ты уже родил, что хотел сказать и отстал.

    Прочитайте мою книгу, в которой я рассказываю мой опыт избавления от заикания, введите ниже ваш email и получите ее, это совершенно бесплатно!

    Гимнастика Стрельниковой от заикания

    Пожалуй, самая известная из дыхательных гимнастик это гимнастика — Стрельниковой А. Н . Еще около 15 лет назад, когда я был еще ребенок, мне бабушка принесла книжку Стрельниковой, но я не стал заниматься… причина – конечно же, лень!

    Но спустя годы я все же взялся за нее, результаты были, но не особо внушительные. После тога как я перестал заниматься, заикание быстро вернулось. В самой книге Стрельникова писала, что заикание сложно лечиться с помощью этой гимнастики и времени требуется от 6 месяцев. Заикающийся должен правильно дышать в течении всего дня. Сама тренировка занимает не много времени.

    Если вы все же хотите попробовать я приведу для вас самые действенные гимнастики, вдруг именно вам поможет перестать заикаться!

    Дыхательная гимнастика при заикании у детей и взрослых Стрельниковой основана на сочетании резкого и короткого вдоха с различными телодвижениями. Активные телодвижения вызывают сильное кислородное голодание.

    Упражнение «Насос»

    Встаньте ровно, опустите руки вниз. Немного наклоните тело вниз, к полу: округлите спину, опустите голову (смотрите на ступни или на пол, но не напрягайте шею и плечи, руки опустите вниз). Произведите короткий и шумный вдох в конечной точке вашего наклона.

    Произведите наклон еще раз и во время наклона сделайте шумный, короткий вдох. Далее во время выдоха, немного выпрямитесь и свободно выпускайте воздух через рот или через нос, без усилий.

    Это упражнение сделайте 8 раз (8 поклонов с вдохом), после выполнения отдых 3-6 секунд и далее опять 8 поклонов со вдохом.

    Норма данного упражнения 12 раз по 8 поклонов со вдохом. В общей сложности выходит 96 вдохов — выдохов. Это так называемая Стрельниковская сотня». Если есть возможность и позволяет организм делайте по 16 вдохов и выдохов, затем кат же перерыв 3-6 секунд и так 8 подходов.

    Делайте тренировки ежедневно и уже через 2-3 дня (для некоторых нужно больше времени) можно уже выполнять по 16 вдохов с выдохом, а затем и по 32. Так же 32 вдоха с выдохом, далее 3-6 секунд отдых. И так 3 раза (одна сотня) или 6 раз (две сотни).

    Если вам тяжело увеличивать количество вдохов с выдохом, то делайте без остановок по 8 раз. Попробуйте увеличивать количество спустя 1-2 недели ежедневных упражнений до 16, а затем и до 32 х.

    Данное упражнение необходимо делать без усилий, легко и свободно без напряжения в шее и пояснице.

    Если у вас тяжелое состояние организма, то возможно выполнять упражнение сидя.

    У упражнения от заикания Стрельниковой есть некоторые ограничения!

    Ни в коем случае не наклоняйтесь низко при:

    • Травмы головы
    • Травмы позвоночника
    • Смещения межпозвоночных дисков
    • позвоночные грыжи
    • многолетнем остеохондрозе
    • радикулите
    • артериальном давлении
    • внутриглазном давлении
    • камнях в почках
    • при близорукости более 5 диоптрий

    Выполняйте упражнение насос легко и покойно в ритме армейского шага. Если после первых тренировок возникнет боль в спине — ничего страшного! Не прекращайте тренировки, но осторожнее, учтите ограничения описанные выше. Со временем боль отступит и вам все легче будет выполнять упражнения.

    Упражнение «Обними плечи»

    Начальное положение: выпрямитесь. Согните руки в локтях и поднимите их на уровень плеч, кистями друг к дружке. Делайте шумный и короткий вдох носом и одновременно бросайте руки друг к другу, обнимая себя за плечи. Очень важно, чтобы ваши руки двигались не крест-накрест, а параллельно. Одна рука окажется над другой, какая не важно. Главное запомните, что на протяжении всего упражнения не следует менять положение рук.

    Сразу после вдоха руки слегка расходятся (не не до начального положения). Вовремя вдоха локти должны сойтись на уровне грудной клетки и образовать треугольник, после этого руки слегка расходятся и получается квадрат. В это время на выдохе свободно и пассивно выходит воздух из легких.

    Далее, руки сходятся треугольником — делайте вдох, и затем немного разводите руки в стороны (должен образоваться квадрат) — выдох должен пойти незаметно через слегка приоткрытый рот или через нос. Запомните, что необходимо бросать руки лруг другу навстречу паралельно, а не крест накрест. Помните, как в школе первоклашки сидели за партами, положив руки на парты, одно на одну, вот так и нужно выполняться данное упражнение, параллельно.

    Важно! Ограничения!

    Если только осваиваете гимнастику Стрельниковой, то сразу не делайте упражнение «обними плечи» первые 2-3 недели. Это упражнение стоит подключать, когда вы в достаточной степени освоите другие упражнения.

    Так же это упражнение сначала необходимо делать не более чем по 8 вдохов выдохов, с отдыхом 3-6 секунд.

    Оптимально 12 раз по 8 вдохов выдохов за один раз. Через 2-3 недели допустимо увеличить до 16 или до 32 количество вдохов выдохов подряд.

    Важно! Не следует напрягать руки в этом упражнении, не нужно разводить их широко в стороны и менять местами. Рука снизу идет к подмышке, а которая сверху к плечу.

    Данное упражнение от заикания допустимо делать сидя и даже лежа, если состояние тяжелое. Если у вас одна рука травмирована, выполняйте упражнение одной здоровой рукой, но мысленно представьте, что у вас работает и вторая рука.

    Если вы уже хорошо освоили упражнение «Обними плечи», делаете его по 32 вдоха-выдоха без остановок и в положения стоя, то можете в момент встречного движения ваших рук немного откидывать назад голову, делая своеобразных «вдох с потолка».

    Данная дыхательная гимнастика от заикания поможет улучшить свою речь. Делать или нет, решать вам.

    Красной нитью в моем блоге проходит мысль о том, что заикание можно вылечить! Это реально ! Многие люди справились с этим недугом!

    И всех этих «героев» объединяет одно – они искали не просто избавления от заикания, НЕТ! Они пошли на много дальше, они развили свою речь до определенных высот.

    rostokpao.ru - Спортивный портал - Rostokpao