Виды контроля в спортивной тренировке. Контроль в физической культуре и спорте

Реферат

по дисциплине: Теория спорта

тема:

контроль в спортивной подготовке


План

1. Характеристика комплексного контроля в спорте.

2. Виды контроля.

3. Требования к показателям контроля.


1. Характеристика комплексного контроля в спорте

В настоящее время тренировочный процесс, направленный на показание высокого результата спортсменом, немыслим без: планирования и контроля, хорошего медицинского обеспечения и материальной базы, квалифицированных тренерских кадров и квалифицированного отбора в виды спорта и т.д. Все вышеперечисленное и отлаженное в систему дает результат на Олимпийских играх и международных соревнованиях, нашу страну, как спортивную державу признают во всем мире.

Итак, одной из важнейших сторон спортивной тренировки является контроль .

Наиболее информативным и полным является комплексный контроль. На основе комплексного контроля можно правильно оценить эффективность спортивной тренировки, выявить сильные и слабые стороны подготовленности спортсменов, внести соответствующие коррективы в программу их тренировки, оценить эффективность избранной направленности тренировочного процесса, того или иного принятого решения тренера.

Комплексный контроль - это измерение и оценка различных показателей в циклах тренировки с целью определения уровня подготовленности спортсмена (используются педагогические, психологические, биологические, социометрические, спортивно-медицинские и другие методы и тесты).

Комплексность контроля реализуется только тогда, когда регистрируются три группы показателей:

1) показатели тренировочных и соревновательных воздействий;

2) показатели функционального состояния и подготовленности спортсмена, зарегистрированные в стандартных условиях;

3) показатели состояния внешней среды.

Комплексный контроль в большинстве случаев реализуется в ходе тестирования или процедуры измерения результатов в тестах. Выделяют три группы тестов.

Первая группа тестов - тесты, проводимые в покое. К ним относят показатели физического развития (рост и масса тела, толщина кожно-жировых складок, длина и обхват рук, ног, туловища и т.д.).

Тест (от лат. test - задача, проба) - метод исследования личности, построенный на ее оценке по результатам стандартизированного задания, испытания, пробы с заранее определенной надежностью и валидностью. В покое измеряют функциональное состояние сердца, мышц, нервной и сосудистой систем. В эту же группу входят и психологические тесты.

Информация, получаемая с помощью тестов первой группы, является основой для оценки физического состояния спортсмена.

Вторая группа тестов - это стандартные тесты, когда всем спортсменам предлагается выполнить одинаковое задание (например, бежать на тредбане со скоростью 5 м/с в течение 5 мин или в течение 1 мин подтянуться на перекладине 10 раз и т.д.). Специфическая особенность этих тестов заключается в выполнении непредельной нагрузки, и поэтому мотивация на достижение максимально возможного результата здесь не нужна.

Третья группа тестов - это тесты, при выполнении которых нужно показать максимально возможный двигательный результат. Измеряются значения биомеханических, физиологических, биохимических и других показателей (силы, проявляемые в тесте; ЧСС, МПК, анаэробный порог, лактат и т.п.). Особенность таких тестов - необходимость высокого психологического настроя, мотивации на достижение предельных результатов.

Исходя из задач управления подготовкой спортсмена, различают оперативный, текущий и этапный контроль.

Оперативный контроль направлен преимущественно на оптимизацию программ тренировочных занятий, выбор таких упражнений и таких комплексов, которые в наибольшей степени будут способствовать решению поставленных задач. Здесь могут использоваться самые разнообразные тесты, позволяющие выявить оптимальный для каждого спортсмена режим работы и отдыха, интенсивность работы, величину отягощений и т.п. Указанные виды контроля служат основой для разработки соответствующих планов подготовки: перспективного - на очередной тренировочный макроцикл или этап; текущего - на мезоцикл, макроцикл, занятие; оперативного - на отдельное упражнение или их комплекс.

Текущий контроль - здесь проводится оценка работы различной преимущественной направленности, определение формирования процессов утомления спортсменов под влиянием нагрузок отдельных занятий, учет протекания восстановительных процессов в организме, особенностей взаимодействия с разными по величине и направленности нагрузками в течение дня или микроцикла. Это позволяет оптимизировать процесс спортивной тренировки в течение дня, микро- и мезоцикла, создать наилучшие условия для развития заданных адаптационных перестроек.

Этапный контроль - основными задачами являются определение изменения состояния спортсмена под воздействием относительно длительного периода тренировки и разработка стратегии на последующий макроцикл или период тренировки. Следовательно, в процессе поэтапного контроля всесторонне оценивают уровень развития различных сторон подготовленности, выявляют недостатки подготовленности и дальнейшие резервы совершенствования. В результате - разрабатывают индивидуальные планы построения тренировочного процесса на отдельный тренировочный период или весь макроцикл.

Частота обследований при этапном контроле может быть различной и зависит от особенностей годичного планирования, специфики вида спорта, материально-технических условий. Наиболее эффективной является такая форма поэтапного контроля, когда обследования проводятся трижды в макроцикле - на первом и втором этапах подготовительного и в соревновательном периоде. Если в течение года планируется 2-3 макроцикла, поэтапные обследования проводят в соревновательном периоде - один раз в макроцикле и на основе этих данных строят тренировочный процесс в последующем макроцикле.

Особое внимание нужно обращать на идентичность условий при проведении поэтапных обследований и на устранение возможного влияния на их результаты предшествовавших тренировочных нагрузок. Специалисты стремятся подобрать такие тесты, на результатах которых не отражается динамика повседневных возможностей спортсменов в ходе применяемых нагрузок. В противном случае можно зафиксировать не действительные изменения, происшедшие в состоянии спортсмена в результате тренировки, а лишь некоторые текущие изменения в его состоянии, которые могут существенно колебаться в течение нескольких дней. Однако в спортивной практике объективная оценка подготовленности спортсмена возможна, как правило, лишь в процессе использования специфических для данного вида спорта нагрузок, требующих предельной мобилизации соответствующих функциональных возможностей. Уровень их проявления колеблется под воздействием направленности и величины отдельных тренировочных нагрузок, предшествовавших обследованию, психологического состояния спортсменов и т.п. Поэтому объективное проявление функциональных возможностей спортсмена в большинстве тестов возможно лишь после специальной подготовки к обследованию. Подготовка заключается в устранении утомления от предшествующей тренировочной работы, настройке спортсменов на серьезное отношение к выполнению программ тестов и т.п. К поэтапному контролю спортсменов нужно, во-первых, подводить в оптимальном состоянии и, во-вторых, по возможности обеспечить стандартность условий обследования.

Таблица 8 - основное содержание комплексного контроля и его разновидности

Разновидности комплексного контроля Направления контроля
Контроль за соревновательными и тренировочными воздействиями Контроль за состоянием и подготовленностью спортсменов Контроль за состоянием внешней среды
Контроль соревновательной деятельности (СД) Контроль тренировочной деятельности (ТД)
Этапный а) измерение и оценка различных показателей на соревнованиях, завершающих определенный этап подготовки; б) анализ динамики показателей СД на всех соревнованиях этапа а) построение и анализ динамики нагрузки на этапе подготовки; б) суммирование нагрузок по всем показателям за этап и определение их соотношения Измерение и оценка показателей контроля в специально организованных условиях в конце этапа подготовки За климатическими факторами (температура, влажность, ветер, солнечная радиация), за качеством инвентаря, оборудования, покрытий спортивных сооружений, характеристикой трасс соревнований и тренировки, скольжением, поведением зрителей и объективностью судейства на соревнованиях и их влиянием на результаты в спортивных соревнованиях и контрольных тренировочных занятиях
Текущий Измерение и оценка показателей на соревновании, завершающем макроцикл тренировки (если она предусматривается планом) а) построение и анализ динамики нагрузки в микроцикле тренировки; б) суммирование нагрузок по всем характеристикам за микроцикл и определение их содержания Регистрация и анализ повседневных измерений подготовленности спортсменов, вызванных систематическими тренировочными занятиями
Оперативный Измерение и оценка показателей на любом соревновании Измерение и оценка физических и физиологических характеристик нагрузки упражнений, серии упражнений, тренировочного занятия Измерение и анализ показателей, информативно отражающих изменение состояния спортсменов в момент или сразу после упражнения и занятий

2. Виды контроля

1. 1 . Средства спортивной тренировки.

Средства спортивной тренировки – это организованный процесс, направленный на развитие и совершенствование необходимых спортивных качеств, формирование необходимых знаний, умений и навыков, обуславливающих готовность спортсмена к достижению наивысших результатов. С его помощью решаются ежедневные задачи тренировки (занятий). Если говорить об оздоровительной направленности занятий, то в данном случае средства спортивной тренировки призваны решать схожие задачи, за исключением достижения наивысших результатов.

Все средства спортивной тренировки делятся на 4 основных группы:

1. Педагогические средства (физические упражнения, методико-практические основы тренировки, планирование и организация процесса занятий, вербальные/невербальные методы воздействия)

2. Психологические средства (лекции, беседы, аутотренинг, рассуждения и т.д.)

3. Медико-биологически средства (фармакология, массаж, самомассаж, баня, гидропроцедуры и др.)

4. Дополнительные средства (в эту группу входят все факторы, способствующие успешности и непрерывности тренировочного процесса – материально-техническое обеспечение, гигиена, режим труда и отдыха, пропаганда здорового образа жизни и т.д.)

В основе любого оздоровительного вида занятий лежат физические упражнения. Под ними принято понимать двигательные действия, при помощи которых решаются задачи спортивной тренировки. Содержание физических упражнений (т.е. то, из чего они состоят) различается в зависимости от конкретной направленности занятия, от задачи «запуска» необходимых процессов, которые должны возникнуть о организме в ответ на применение тех или иных упражнений.

Эффект физических упражнений (или иными словами – степень воздействия на организм занимающихся) зависит от целого ряда факторов. В первую очередь это, безусловно, индивидуальные особенности организма. Следует иметь в виду, что очень многие спортивные данные имеют ярко выраженный наследственный характер. Во многом этим и объясняется разная степень «одарённости» в определённом виде спорта. Однако для оздоровительных занятий этот показатель не столь важен. Гораздо существеннее сформировать у занимающегося устойчивую мотивацию к постоянным занятиям физической культурой. Поскольку именно она играет едва ли не важнейшую роль в успешности занятий, обусловливает достижение максимально положительного эффекта и в плане освоения упражнений, и в плане выполнения, и в плане их дальнейшего применения.



Нагрузка должна подбираться, исходя из уровня физической подготовленности студента. Упражнения даваться по принципу «от простого к сложному» с постепенным увеличением уровня сложности и интенсивности. Обязательно следует чередовать нагрузку и отдых, иногда даже отступая от плана урока. В случае, если обнаруживается чрезмерная утомлённость занимающихся, целесообразно периоды отдыха увеличить, а интенсивность нагрузки слегка снизить.

Эффект физических упражнений также косвенно зависит от состояния здоровья занимающихся, от сбалансированности пищевого рациона, от организованности режима труда и отдыха и т.д.

Поскольку в основе любой двигательной активности лежит само движение, следует более детально остановиться на его характеристиках. Различают 7 основных групп:

1. Пространственные характеристики (сюда входят такие показатели как положение тела в пространстве, траектория и амплитуда движения).

2. Временные характеристики (продолжительность и темп выполнения упражнения).

3. Пространственно-временные показатели (скорость и ускорение)

4. Динамические характеристики

4.1.Внутренние (сила тяги мышц, их эластичные свойства, сила отражения).

4.2.Внешние (сила тяжести тела, сила реакции опоры, сила сопротивления внешней среды.

5. Ритмические характеристики (ритм, темп, частота)

6. Качественные характеристики (точность, экономичность, плавность, эстетичность и т.д.)

Классификация физических упражнений.

По структуре движений различают 5 видов упражнений:

1. Соревновательные упражнения (они составляют основу спортивной деятельности; могут быть собственно соревновательными и тренировочными).

2. Специально-подготовительные упражнения (они являются средством специальной физической подготовки; могут быть направлены на совершенствование техники движений или на развитие физических качеств).

3. Общеподготовительные упражнения (они являются средством для общей физической подготовки и оздоровления организма; в силу своей специфики широко применяются на занятиях физической культуры в школах и вузах).

4. Имитационные упражнения (служат средством совершенствования техники движений)

5. Идеомоторные упражнения (упражнения, направленные на создание мысленного представления структуры движения, его техники с целью совершенствования качества его воспроизведения).

В зависимости от соответствия упражнений требованиям соревновательной деятельности, упражнения делятся на две группы:

1. Специфические (используемые исключительно для данного вида спорта)

2. Неспецифические (заимствованные из других видов спорта с целью усиления тренировочного эффекта).

1.2. Контроль в спортивной тренировке.

В настоящее время периодически звучат мнения о том, что следует исключить любые попытки оценивания уровня подготовленности занимающихся на занятиях по физической культуре в школе и в вузе. Мотивируют эту точку зрения тем, что у всех детей разные данные, разный уровень способностей, и менее подготовленные будут страдать в психологическом плане.

Звучат и противоположные мнения, авторы которых предлагают серьёзно усложнить и ужесточить перечень обязательных нормативов для школьников и студентов. Подобная позиция объясняется всё более слабыми спортивными результатами, демонстрируемыми занимающимися.

Прежде всего следует разобраться с термином «контроль» в тренировочном процессе. Под ним чаще всего понимают процесс оценивания эффективности используемых методик путём получения количественных и качественных данных по итогам обследования занимающихся (тренирующихся).

Различают три основных вида контроля в спортивной тренировке: этапный, текущий и оперативный. Разумеется, контроль в сфере спорта высших достижений существенно отличается от контроля в процессе оздоровительных занятий, поскольку цели и задачи тренировочных процессов совершенно различно. Однако терминология видов контроля идентична.

Оперативный контроль осуществляется в течение одного занятия. Текущий контроль позволяет отслеживать динамику в течение месяца. Этапный контроль охватывает значительные временные промежутки, обязательно учитывает начальное, промежуточное и заключительное состояние занимающихся. Проводится раз в полгода или раз в год.

Одной из основных форм оценивания на занятиях оздоровительной направленности является тестирование, под которым следует понимать испытание (измерение), проводимое с целью выявить способности, возможности занимающихся выполнять то или иное действие (динамического или статического характера) в заданным условиях. Для каждого теста должна быть разработана шкала оценивания, которая учитывает возраст занимающегося и средние показатели, исходя из него. При необходимости, через какое-то время, может проводиться ретест – повторное тестирование.

Контрольные вопросы.

1. Что такое «средства спортивной тренировки»?

2. На какие группы делятся средства спортивной тренировки? Что они в себя включают?

3. От чего зависит эффект физических упражнений?

4. Какие характеристики двигательной активности Вам известны?

5. Какие виды упражнений выделяют на основании структуры движения?

6. На какие группы делятся упражнения в зависимости от соответствия требованиям соревновательной деятельности?

7. Что такое «контроль» в спортивной тренировке?

8. Какие виды контроля Вы знаете? Каковы особенности каждого из них?

  • 2.Средства спортивной тренировки
  • Лекция 4 методы спортивной тренировки
  • 1.Общепедагогические методы спортивной тренировки
  • 2. Практические методы спортивной тренировки
  • Лекция 5 закономерности и принципы спортивной тренировки
  • 1.Взаимосвязь закономерностей и принципов спортивной тренировки
  • Взаимосвязь закономерностей и принципов спортивной тренировки
  • 2. Принципы спортивной тренировки
  • Лекция 6 спортивно-техническая подготовка в спорте
  • 1.Задачи и требования спортивной техники
  • 2. Средства технической подготовки
  • 1) Технические средства:
  • 3.Формирование двигательных умений и навыков
  • Двигательные ошибки
  • Лекция 7 спортивно-тактическая подготовка спортсменов
  • 1.Определение понятия «спортивная тактика». Виды спортивной тактики
  • 2.Средства и методы спортивной тактики
  • Лекция 8 физическая подготовка спортсменов
  • 1.Физическая подготовка спортсменов
  • 2.Общая характеристика физических качеств
  • Лекция 9 воспитание силовых способностей
  • 1.Определение понятия «сила». Виды силовых способностей
  • 2.Методика воспитания силовых способностей
  • Лекция 10 воспитание выносливости спортсменов
  • 1.Определение основных понятий выносливости
  • 2.Методика воспитания общей выносливости
  • Лекция 11 воспитание скоростных способностей спортсменов
  • 1.Характеристика основных проявлений быстроты
  • 2.Методика воспитания скоростных способностей
  • 2. Использование эффекта «ускоряющего последействия» и варьирование отягощений.
  • 3. Лидирование и сенсорная активизация скоростных проявлений. Понятие «лидирование» охватывает известные приемы (бег за лидером-партнером и др.).
  • Лекция 12 гибкость и основы методики ее воспитания
  • 1.Характеристика основных проявлений гибкости
  • 2.Методика развития гибкости
  • Лекция 13 двигательно-координационные способности и основы их воспитания
  • 1.Характеристика координационных способностей
  • 2.Задачи развития координационных способностей
  • 3.Методы воспитания координационных способностей
  • Лекция 14 психическая подготовка спортсмена
  • 1. Характеристика психической подготовки спортсмена
  • 2. Классификация средств и методов психической подготовки спортсменов
  • Лекция 15 спортивная подготовка как многолетний процесс и ее структура
  • 1. Структура многолетней подготовки спортсмена
  • 2. Методические положения построения многолетней подготовки спортсмена
  • 3.Этапы подготовки спортсменов
  • Лекция 16
  • 2. Направленность и организация тренировочного занятия
  • 3.Нагрузка в тренировочном занятии
  • Лекция 17 построение микроциклов в спортивной тренировке
  • 1.Характеристика микроцикла
  • 2.Типы микроциклов
  • 3.Сочетание в микроцикле различных по величине и направленности нагрузок
  • 4.Построение микроциклов при одноразовых и двухразовых занятиях в течение дня
  • Лекция 18 построение мезоциклов в спортивной тренировке
  • 1.Характеристика мезоцикла
  • 2.Типы мезоциклов
  • 3.Сочетание микроциклов в мезоцикле
  • Лекция 19 построение макроциклов в спортивной тренировке
  • 1.Характеристика макроцикла
  • 2. Построение тренировки в годичных циклах (подготовительный, соревновательный, переходный период)
  • Лекция 20 отбор и ориентация в спорте
  • 1. Характеристика понятий «спортивный отбор» и «спортивная ориентация»
  • 2. Отбор и ориентация на различных этапах многолетней подготовки спортсменов
  • Лекция 21 контроль в спортивной подготовке
  • 1. Характеристика комплексного контроля в спорте
  • 2. Виды контроля
  • 3.Требования к показателям контроля
  • Лекция 21 контроль в спортивной подготовке

    1.Характеристика комплексного контроля в спорте.

    2.Виды контроля.

    3.Требования к показателям контроля.

    1. Характеристика комплексного контроля в спорте

    В настоящее время тренировочный процесс, направленный на показание высокого результата спортсменом, немыслим без: планирования и контроля, хорошего медицинского обеспечения и материальной базы, квалифицированных тренерских кадров и квалифицированного отбора в виды спорта и т.д. Все выше перечисленное и отлаженное в систему дает результат на Олимпийских играх и международных соревнованиях, нашу страну, как спортивную державу признают во всем мире.

    Итак, одной из важнейших сторон спортивной тренировки является контроль .

    Наиболее информативным и полным является комплексный контроль. На основе комплексного контроля можно правильно оценить эффективность спортивной тренировки, выявить сильные и слабые стороны подготовленности спортсменов, внести соответствующие коррективы в программу их тренировки, оценить эффективность избранной направленности тренировочного процесса, того или иного принятого решения тренера.

    Комплексный контроль - это измерение и оценка различных показателей в циклах тренировки с целью определения уровня подготовленности спортсмена (используются педагогические, психологические, биологические, социометрические, спортивно-медицинские и другие методы и тесты).

    Комплексность контроля реализуется только тогда, когда регистрируются три группы показателей:

      показатели тренировочных и соревновательных воздействий;

      показатели функционального состояния и подготовленности спортсмена, зарегистрированные в стандартных условиях;

      показатели состояния внешней среды.

    Комплексный контроль в большинстве случаев реализуется в ходе тестирования или процедуры измерения результатов в тестах. Выделяют три группы тестов.

    Первая группа тестов - тесты, проводимые в покое. К ним относят показатели физического развития (рост и масса тела, толщина кожно-жировых складок, длина и обхват рук, ног, туловища и т.д.).

    Тест (от лат. test - задача, проба) - метод исследования личности, построенный на ее оценке по результатам стандартизированного задания, испытания, пробы с заранее определенной надежностью и валидностью. В покое измеряют функциональное состояние сердца, мышц, нервной и сосудистой систем. В эту же группу входят и психологические тесты.

    Информация, получаемая с помощью тестов первой группы, является основой для оценки физического состояния спортсмена.

    Вторая группа тестов - это стандартные тесты, когда всем спортсменам предлагается выполнить одинаковое задание (например, бежать на тредбане со скоростью 5 м/с в течение 5 мин или в течение 1 мин подтянуться на перекладине 10 раз и т.д.). Специфическая особенность этих тестов заключается в выполнении непредельной нагрузки, и поэтому мотивация на достижение максимально возможного результата здесь не нужна.

    Третья группа тестов - это тесты, при выполнении которых нужно показать максимально возможный двигательный результат. Измеряются значения биомеханических, физиологических, биохимических и других показателей (силы, проявляемые в тесте; ЧСС, МПК, анаэробный порог, лактат и т.п.). Особенность таких тестов - необходимость высокого психологического настроя, мотивации на достижение предельных результатов.

    Исходя из задач управления подготовкой спортсмена, различают оперативный, текущий и этапный контроль.

    Оперативный контроль направлен преимущественно на оптимизацию программ тренировочных занятий, выбор таких упражнений и таких комплексов, которые в наибольшей степени будут способствовать решению поставленных задач. Здесь могут использоваться самые разнообразные тесты, позволяющие выявить оптимальный для каждого спортсмена режим работы и отдыха, интенсивность работы, величину отягощений и т.п. Указанные виды контроля служат основой для разработки соответствующих планов подготовки: перспективного - на очередной тренировочный макроцикл или этап; текущего - на мезоцикл, макроцикл, занятие; оперативного - на отдельное упражнение или их комплекс.

    Текущий контроль - здесь проводится оценка работы различной преимущественной направленности, определение формирования процессов утомления спортсменов под влиянием нагрузок отдельных занятий, учет протекания восстановительных процессов в организме, особенностей взаимодействия с разными по величине и направленности нагрузками в течение дня или микроцикла. Это позволяет оптимизировать процесс спортивной тренировки в течение дня, микро- и мезоцикла, создать наилучшие условия для развития заданных адаптационных перестроек.

    Этапный контроль - основными задачами являются определение изменения состояния спортсмена под воздействием относительно длительного периода тренировки и разработка стратегии на последующий макроцикл или период тренировки. Следовательно, в процессе поэтапного контроля всесторонне оценивают уровень развития различных сторон подготовленности, выявляют недостатки подготовленности и дальнейшие резервы совершенствования. В результате - разрабатывают индивидуальные планы построения тренировочного процесса на отдельный тренировочный период или весь макроцикл.

    Частота обследований при этапном контроле может быть различной и зависит от особенностей годичного планирования, специфики вида спорта, материально-технических условий. Наиболее эффективной является такая форма поэтапного контроля, когда обследования проводятся трижды в макроцикле - на первом и втором этапах подготовительного и в соревновательном периоде. Если в течение года планируется 2-3 макроцикла, поэтапные обследования проводят в соревновательном периоде - один раз в макроцикле и на основе этих данных строят тренировочный процесс в последующем макроцикле.

    Особое внимание нужно обращать на идентичность условий при проведении поэтапных обследований и на устранение возможного влияния на их результаты предшествовавших тренировочных нагрузок. Специалисты стремятся подобрать такие тесты, на результатах которых не отражается динамика повседневных возможностей спортсменов в ходе применяемых нагрузок. В противном случае можно зафиксировать не действительные изменения, происшедшие в состоянии спортсмена в результате тренировки, а лишь некоторые текущие изменения в его состоянии, которые могут существенно колебаться в течение нескольких дней. Однако в спортивной практике объективная оценка подготовленности спортсмена возможна, как правило, лишь в процессе использования специфических для данного вида спорта нагрузок, требующих предельной мобилизации соответствующих функциональных возможностей. Уровень их проявления колеблется под воздействием направленности и величины отдельных тренировочных нагрузок, предшествовавших обследованию, психологического состояния спортсменов и т.п. Поэтому объективное проявление функциональных возможностей спортсмена в большинстве тестов возможно лишь после специальной подготовки к обследованию. Подготовка заключается в устранении утомления от предшествующей тренировочной работы, настройке спортсменов на серьезное отношение к выполнению программ тестов и т.п. К поэтапному контролю спортсменов нужно, во-первых, подводить в оптимальном состоянии и, во-вторых, по возможности обеспечить стандартность условий обследования.

    Таблица 8 - основное содержание комплексного контроля и его разновидности

    Разновидности комплексного контроля

    Направления контроля

    Контроль за соревновательными и тренировочными воздействиями

    Контроль за состоянием и подготовленностью спортсменов

    Контроль за состоянием внешней среды

    Контроль соревновательной деятельности (СД)

    Контроль тренировочной деятельности (ТД)

    а) измерение и оценка различных показателей на соревнованиях, завершающих определенный этап подготовки; б) анализ динамики показателей СД на всех соревнованиях этапа

    а) построение и анализ динамики нагрузки на этапе подготовки; б) суммирование нагрузок по всем показателям за этап и определение их соотношения

    Измерение и оценка показателей контроля в специально организованных условиях в конце этапа подготовки

    За климатическими факторами (температура, влажность, ветер, солнечная радиация), за качеством инвентаря, оборудования, покрытий спортивных сооружений, характеристикой трасс соревнований и тренировки, скольжением, поведением зрителей и объективностью судейства на соревнованиях и их влиянием на результаты в спортивных соревнованиях и контрольных тренировочных занятиях

    Измерение и оценка показателей на соревновании, завершающем макроцикл тренировки (если она предусматривается планом)

    а) построение и анализ динамики нагрузки в микроцикле тренировки; б) суммирование нагрузок по всем характеристикам за микроцикл и определение их содержания

    Регистрация и анализ повседневных измерений подготовленности спортсменов, вызванных систематическими тренировочными занятиями

    Оперативный

    Измерение и оценка показателей на любом соревновании

    Измерение и оценка физических и физиологических характеристик нагрузки упражнений, серии упражнений, тренировочного занятия

    Измерение и анализ показателей, информативно отражающих изменение состояния спортсменов в момент или сразу после упражнения и занятий

    Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

    Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

    Размещено на http://www.allbest.ru/

    Реферат

    Виды контроля в спортивной практике

    Введение

    Эффективность процесса подготовки спортсмена в современных условиях во многом обусловлена использованием средств и методов комплексного контроля как инструмента управления, позволяющего осуществлять обратные связи между тренером и спортсменом, и на этой основе повышать уровень управленческих решений при подготовке занимающихся.

    Целью контроля является оптимизация процесса подготовки и соревновательной деятельности спортсменов на основе объективной оценки различных сторон их подготовленности и функциональных возможностей важнейших систем организма. Эта цель реализуется путём решения многообразных частных задач, связанных с оценкой состояний спортсменов, уровня их подготовленности, выполнения планов подготовки, эффективности соревновательной деятельности и др.

    Информация, которая является результатом решения частных задач контроля, реализуется в процессе принятия управленческих решений, используемых для оптимизации структуры и содержания процесса подготовки, а также соревновательной деятельности спортсменов.

    Предметом контроля в спорте является содержание учебно-тренировочного процесса, соревновательной деятельности, состояние различных сторон подготовленности спортсменов (технической, физической, тактической и др.), их работоспособность, возможности функциональных систем.

    1. Разновидности комплексного контроля

    В практике спорта принято выделять три вида контроля: этапный, текущий и оперативный , каждый из которых увязывается с соответствующим типом состояний спортсменов (табл.1.1).

    Таблица 1.1Основные термины и понятия, используемые при контроле за подготовкой спортсменов(В.М.Зациорский, 1979)

    Термин/понятие

    Значение термина

    Пояснения к термину, в частности способ измерения или оценки

    1. Состояние спортсмена и модельные характеристики

    1.1 Состояние спортсмена

    1.2 Оперативное состояние.

    1.3 Оперативная готовность.

    1.4 Текущее состояние.

    1.5 Текущая готовность

    1.6 Этапное состояние

    1.7 Подготовленность спортсмена

    1.8 Тренированность

    1.9 Модельные характеристики спортсмена

    10 Этапные модельные характеристики

    Уровень морфофункциональных свойств спортсмена, определяющих его возможности к демонстрации спортивных достижений. В идеале характеризуется максимально возможным набором признаков, зарегистрированных в какой-либо период времени

    Быстро изменяющееся состояние, в частности под влиянием однократного сеанса физических упражнений

    Частный случай оперативного состояния, характеризующийся немедленной готовностью к выполнению соревновательного упражнения с результатом, близким к максимальному

    Состояние, изменяющееся ото дня ко дню в пределах одного или нескольких тренировочных микроциклов

    Частный случай текущего состояния, характеризующийся готовностью к выполнению в ближайшие дни соревновательного упражнения с результатом, близким к максимальному

    Состояние, сохраняющееся длительное время (не менее одного месяца)

    Комплексная характеристика этапного (перманентного) состояния спортсмена, отражающая его возможности к демонстрации спортивных достижений в ближайшие месяцы

    Одна из сторон подготовленности спортсмена, характеризуемая степенью его приспособленности к трениро- вочным или тестирующим нагрузкам.

    Идеальные характеристики состояния, в котором могут быть показаны результаты, соответствующие высшим мировым достижениям

    Идеальные показатели состояния спортсмена на отдельных этапах подготовки.

    Комплексное измерение максимально возможного числа признаков.

    Измерения, проведенные во время выполнения тренировочных или соревновательных упражнений, или непосредственно после окончания

    Спортивный результат, показанный в данном состоянии, а также косвенные измерения, оценивающие потенциальную возможность демонстрации высокого спортивного результата

    Результаты измерений, проведенных ежедневно либо в каждом микроцикле

    Измерения, проведенные за несколько дней до старта, в котором был показан результат

    Измерения на отдельных этапах тренировки

    Измерения на отдельных этапах тренировки, контрольные соревнования

    Измерение физиологических реакций организма или выполнение определенных (желательно стандартных) тренировочных или тестирующих нагрузок

    Прогнозирование, а также данные наблюдений прежних лет

    Состояние спортсмена в мае или сентябре, состояние после пробегания дистанции 1000 м за 3 мин и т.п.

    Состояние пловца на определенном метре дистанции или через 10 мин после заплыва и т.п.

    Состояние в момент, непосредственно предшествующий старту, в котором был показан рекордный результат

    Состояние на следующий день после тренировочного занятия, соревнования или дня отдыха

    Состояние за одну неделю до достижения рекордного результата

    Состояние в конце подготовительного периода тренировки

    Уровень подготовленности в конце подготовительного периода тренировки

    Измерение ЧСС после преодоления дистанции в заданное время

    Вероятные характеристики будущего рекордсмена мира в беге на 800 м, например величина МПК или максимальная скорость бега

    Величина МПК, которой должны достичь конькобежцы в сентябре, чтобы иметь возможность продемонстрировать рекордные результаты в зимние месяцы

    2. Тренировочные эффекты

    2.1 Срочный тренировочный эффект

    2.2 Отставленный тренировочный эффект

    2.3 Кумулятивный тренировочный эффект

    2.4 Частный тренировочный эффект

    Изменения, наступающие в организме спортсмена во время тренировочного или соревновательного упражнения либо непосредственно после их окончания

    Изменения, наступающие в организме на следующий день после выполнения тренировочного или соревновательного упражнения

    Изменения, наступающие в организме в результате суммирования следов многих тренировочных занятий

    Тренировочный эффект вызываемый отдельным тренировочным средством

    Измерения, проводимые на тренировочном занятии или соревновании либо сразу после их окончания

    Измерения, проводимые на следующий день после тренировочного занятия или соревнования

    Комплексные измерения, проведенные в один из периодов подготовки

    Может быть измерен путем сравнения тренировочных эффектов, вызываемых разным набором тренировочных средств

    Изменение ЧСС на финише бега; содержание лактатов крови или сдвиг рН после забега и т.п

    Изменения подготовленности спортсмена в сентябре по сравнению с его подготовленностью в июне

    Тренировочный эффект, вызванный выполнением новых тренировочных упражнений

    3. Разновидности контроля

    3.1 Контроль за подготовкой спортсмена (команды)

    3.2 Комплексный контроль

    3.3 Педагогический контроль

    3.4 Биомеханический контроль

    3.5 Оперативный контроль

    3.6 Текущий контроль

    3.7 Этапный контроль

    3.8 Ежемесячное обследование

    3.9 Этапные комплексные обследования

    3.10 Углублённые медицинские обследования

    Сбор, оценивание и анализ информации о состоянии спортсмена в процессе его подготовки

    Контроль за состоянием спортсмена, осуществляемый специалистами различного профиля (педагогами, врачами, биохимиками, физиолога ми и др.)

    Контроль, осуществляемый тренером, а также исследователем-педагогом

    Контроль за двигательной активностью спортсмена, в частности техникой выполнения соревновательных и тренировочных упражнений

    Контроль за оперативным состоянием спортсмена, в частности его оперативной готовностью

    Контроль за текущим состоянием спортсмена, в частности его текущей готовностью

    Контроль за перманентным состоянием спортсмена, в частности его подготовленностью

    Разновидность этапного контроля; проводится каждый месяц

    Разновидность этапного контроля; проводится на отдельных этапах подготовки и имеет целью комплексную проверку подготовленности спортсменов

    Разновидность этапного контроля. Характеризуется привлечением медицинских специалистов разного профиля и нацеленностью не только на оценку подготовленности, но и на контроль за состоянием здоровья спортсмена

    Контроль понимается как полостная деятельность, включающая не только сбор необходимых сведений, но и их сопоставление с имеющимися данными (планами, контрольными показателями, нормами), и последующий анализ

    Имеет целью разно-

    стороннюю проверку состояния спортсмена. В зависимости от направленности отдельных сторон контроля и профиля специалистов выделяют педагогический, врачебный, биохимический и др.

    виды контроля

    Педагогический контроль включает контроль за:

    2) состоянием спорт смена;

    3)спортивной техникой и тактикой;

    4)спортивными результатами и ведением спортсмена на соревнованиях

    Рассматривается как составная часть педагогического контроля, но может проводиться с привлечением специлистов-биомехаников

    Экспресс-оценка того состояния, в котором в данные минуты находится спортсмен

    Измерения, проводимые ежедневно либо один раз в несколько дней.

    Измерения, проводимые на отдельных этапах тренировки

    Ежемесячные измерения

    Измерения на отдельных этапах подготовки

    Комплексное медицинское освидетельствование спортсменов

    Контроль за состоянием спортсмена включает: тестирование спортсмена (сбор информации); сравнение полученных данных с имеющимися (оценивание); вынесение заключения о состоянии спортсмена, соответствия плану и т.п. (анализ)

    Этапное комплексное обследование спортсмена

    Контроль за перечисленными показателями, который проводит тренер, его помощники, а также сотрудники комплексных научных групп (КНГ)

    Регистрация времени по отрезкам дистанции, длины и частоты шагов, внутрицикловых колебаний скорости, силы отталкивания или гребка в видах спорта циклического характера

    Измерение ЧСС для определения готовности спортсмена к очередному забегу.

    Текущий (ежедневный) контроль за массой тела

    Этапные комплексные обследования, углубленное медицинское обследование

    Контрольные прикидки в каком-либо упражнении, проводимые каждый месяц в одни и те же дни

    Комплексные обследования спортсменов в начале и в конце подготовительного периода

    Диспансеризация спортсменов

    Этапный контроль позволяет оценить этапное состояние спортсмена, его подготовленность, которое является следствием долговременного тренировочного эффекта. Такие состояния спортсмена являются результатом длительной подготовки - в течение ряда лет, года, макроцикла, периода или этапа.

    Текущий контроль, по результатам которого определяют повседневные колебания подготовленности, направлен на оценку текущих состояний, т.е. тех состояний, которые являются следствием нагрузок серий занятий, тренировочных или соревновательных микроциклов.

    Оперативный контроль, который позволяет определить состояние спортсмена непосредственно в момент выполнения упражнений, предусматривает оценку оперативных состояний - срочных реакций организма спортсменов на нагрузки в ходе отдельных тренировочных занятий и соревнований.

    Каждому тренеру приходится составлять три разновидности планов:

    план для проведения тренировочного занятия; 2) план микроцикла

    (в спортивных играх - межигрового цикла); 3) план (программу) подготовки на этап, период. Необходимость этих трех документов планирования обусловливается следующими обстоятельствами. Цель тренировки - это воздействие на состояние спортсмена; в результате такого воздействия состояние изменяется.

    Устойчивое (этапное) состояние можно поддерживать относительно долго: недели или даже месяцы. Комплексная характеристика этапного состояния спортсмена, отражающая его возможности к демонстрации спортивных достижений, называется подготовленностью, а состояние оптимальной (наилучшей для данного момента тренировки) подготовленности - спортивной формой. Очевидно, что в течение одного или нескольких дней нельзя достигнуть состояния спортивной формы или утратить его. Этапное состояние является следствием многих тренировочных занятий, воздействия которых постепенно суммируются. Поэтому справедливо утверждение, что в основе этапных состояний лежит кумулятивный тренировочный эффект (КТЭ).

    Текущее состояние характеризуется повседневными колебаниями уровня подготовленности (этапного состояния) спортсменов. Нагрузка любого из занятий повышает или снижает этот уровень. Но обычно такие изменения устраняются в интервалах отдыха между занятиями. В их основе лежит отставленный тренировочный эффект (ОТЭ). Текущее состояние спортсмена определяет нагрузку тренировочных занятий в микроцикле тренировки.

    Частный случай текущего состояния, характеризующийся возможностью показать в ближайшие дни в соревновательном упражнении результат, близкий к максимальному, называется текущей готовностью.

    Состояние спортсмена в момент выполнения упражнения (или сразу же после его окончания) называется оперативным. Оно неустойчиво и быстро изменяется после отдыха между повторениями упражнения или снижения нагрузки в нем. Оперативное состояние изменяется в ходе тренировочного занятия. Этими изменениями тренер может управлять, если будет правильно планировать длительность и интенсивность упражнений, интервалы отдыха, число повторений. Готовность показать в соревновательном упражнении результат, близкий к максимальному, называется оперативной.

    В зависимости от количества частных задач, объёма показателей, включенных в программу обследований, различают углублённый, избирательный и локальный контроль. Углублённый контроль связан с использованием широкого круга показателей, позволяющих дать всестороннюю оценку подготовленности спортсмена, эффективности соревновательной деятельности, качества учебно-тренировочного процесса на прошедшем этапе. Избирательный контроль проводится при помощи группы показателей, позволяющих оценить какую-либо из сторон подготовленности или работоспособности, соревновательной деятельности или учебно-тренировочного процесса. Локальный ко н троль основан на использовании одного или нескольких показателей, позволяющих оценить относительно узкие стороны двигательной функции, возможностей отдельных функциональных систем и т.д.

    Углублённый контроль обычно используется в практике оценки этапного состояния, избирательный и локальный - текущего и оперативного.

    В зависимости от применяемых средств и методов контроль может носить педагогический, социально-психологический и медико-биологический характер.

    В процессе педагогического контроля оценивается уровень технико-тактической и физической подготовленности, особенности выступления в соревнованиях, динамика спортивных результатов, структура и содержание тренировочного процесса и др.

    Социально-психологический контроль связан с изучением особенностей личности спортсмена, их психологического состояния и подготовленности, общего микроклимата и условий тренировочной и соревновательной деятельности и др.

    Медико-биологический контроль предусматривает оценку состояния здоровья, возможностей функциональных различных систем, отдельных органов и механизмов, несущих основную нагрузку в тренировочной и соревновательной деятельности.

    В настоящее время в теории и методике спортивной тренировки, в практике спорта осознана необходимость использования всего многообразия видов, методов, средств контроля в совокупности, что и привело, в конечном итоге, к возникновению понятия комплексный контроль.

    Под комплексным контролем следует понимать параллельное применение этапного, текущего и оперативного видов контроля в процессе обследования спортсменов, при условии использования педагогических, социально-психологических и медико-биологических показателей для всесторонней оценки подготовленности, содержания учебно-тренировочного процесса и соревновательной деятельности спортсменов.

    2. Содержание и организация этапного контроля

    Цель этапного контроля - получить информацию, на основании которой можно составить планы подготовки на период, этап или какой-то другой относительно длительный срок. Программа этапного контроля формируется следующим образом.

    Один блок (батарею) составляют общие для многих видов спорта неспецифические тесты. Они предназначены для оценки физического состояния спортсмена.

    Критериями физической работоспособности в таких тестах являются:

    время, в течение которого спортсмен мог выполнить задание;

    объем работы (он определяется как произведение средней мощности на время теста);

    максимальное потребление кислорода..

    Кроме того, непосредственно измеряются или рассчитываются такие показатели, как максимальная легочная вентиляция (МЛВ), концентрация молочной кислоты в мышцах и артериальной крови, максимальный кислородный долг (МКД) и т.п.

    Значения всех этих показателей сравниваются: с исходными (показателями покоя) и с объемом работы в тесте. На основании исходных данных и результатов сравнения делается вывод о здоровье и физической работоспособности спортсменов.

    Второй блок - это специфические тесты, структура которых должна соответствовать структуре соревновательного упражнения. Мера их информативности определяется по величине коэффициентов корреляции между результатами в соревнованиях и достижениями в тестах.

    Этапный контроль предполагает регистрацию достижений в соревнованиях и тестах (или только в тестах) в начале и конце очередного этапа подготовки. Анализ результатов контроля проводится на основании оценки зависимости между приростами достижений в соревновательных упражнениях и тестах, с одной стороны, и частными объемами нагрузок за этап - с другой. Для этого частные объемы специализированных и неспециализированных упражнений, а также упражнений разной направленности сопоставляются с показателями кумулятивного тренировочного эффекта. В простейшем случае составляется обыкновенный график, но лучше всего использовать для этого ЭВМ.

    В процессе сопоставления выявляются зоны нагрузок и упражнения, применение которых привело к увеличению спортивных результатов, показателей работоспособности и т.п.

    При организации этапного контроля следует на всех этапах подготовки использовать одни и те же тесты (такие тесты называют сквозными). В этом случае можно получить динамику показателей и проанализировать ее. Но в некоторых случаях целесообразно дополнять эту батарею другими тестами. По их результатам проверяют решение специфических задач этапа. Например, если в ходе его проводилась концентрированная силовая подготовка, в программу контроля нужно включить специализированные силовые тесты.

    Основная задача текущего контроля - сбор и анализ информации, необходимой для планирования нагрузок или их коррекции в микроциклах тренировки.

    Эффективность такого регулирования проявляется в приближении реальных результатов тренировки к должным. Кроме того, у тренера постепенно накапливается информация о том, к каким последствиям приводят разные схемы нормирования нагрузок в микроциклах. Он систематизирует ее и в дальнейшем более обоснованно распределяет объем и содержание нагрузок по дням микроцикла.

    Главным в таком подходе является выбор метрологически корректных тестов текущего контроля. Информативность их определяется на основе сопоставления ежедневной динамики результатов в тестах со следующими критериями:

    достижениями в комплексе тестов;

    показателями выполняемой тренировочной нагрузки.

    В первом случае у спортсмена ежедневно регистрируют результаты по нескольким тестам. Может оказаться, что динамика этих результатов однонаправлена. В таком случае нужно выбрать из этой группы тестов один и использовать его для текущего контроля. Наиболее информативными считаются те тесты, результаты в которых в наибольшей степени изменяются после выполнения тренировочных заданий. Например, после нагрузок скоростно-силового характера (прыжков, быстрых упражнений с отягощениями и т.п.) увеличивается твердость расслабленных мышц. Следовательно, значения твердости, измеренные с помощью миотонометра, можно использовать для текущего контроля.

    Надежность тестов текущего контроля оказывается высокой, если дисперсия повторных измерений, проведенных в один из дней, будет намного меньше, чем дисперсия результатов ежедневных измерений.

    Например, надежность силового теста будет высокой, если колебания повторных измерений (в один день) составляет плюс-минус 50 Н, а колебания силы ото дня ко дню - плюс-минус 500Н.

    Список использованной литературы

    контроль спортивный соревновательный

    Геселевич В.А. Медицинский справочник тренера. - Изд. 2-е доп. и перераб. - М.: Физкультура и спорт, 2001. - 271 с., ил.

    Годик М.А. Спортивная метрология: Учебник для институтов физ. культ. - М.: Физкультура и спорт, 2008. - 192 с.

    Годик М.А. Состояние спортсмена и разновидности контроля. - В кн.: Спортивная метрология: Учебник для институтов физ. культ. - М.: Физкультура и спорт, 2008, с. 161 - 172.

    Зациорский В.М. Физические качества спортсмена. - М.: Физкультура и спорт, 2000. - 200 с.

    Иванов С.М. Врачебный контроль и лечебная физкультура. - М.: Медицина, 2000. - 472 с.

    Теория спорта / Под ред. проф. Платонова В.Н. - К.: Вища шк. Головное изд-во, 2007. - 424 с.

    Размещено на Allbest.ru

    Подобные документы

      Основные методы комплексного контроля на различных этапах подготовки спортсменов для определения уровня физической и функциональной подготовленности. Виды автоматизированных диагностических комплексов для оценки и мониторинга состояния спортсменов.

      дипломная работа , добавлен 25.10.2015

      Структура соревновательной деятельности как основа выбора показателей комплексного контроля. Методы контроля и исследования физической и функциональной подготовленности футболистов высокой квалификации в соревновательной деятельности в ФК "Севастополь".

      дипломная работа , добавлен 09.12.2014

      доклад , добавлен 22.11.2014

      Предпосылки развития и направления совершенствования системы подготовки спортсменов. Характеристика соревновательной деятельности в спорте. Теория адаптации и закономерности ее формирования у спортсменов. Основные принципы спортивной подготовки.

      контрольная работа , добавлен 21.12.2010

      Физическая культура и спорт в России. Развитие бега и спортивной ходьбы. Методика подготовки юных спортсменов. Контрольные показатели разносторонней подготовленности занимающихся в тренировочных годичных циклах. Профилактика травм и заболеваний.

      методичка , добавлен 11.10.2014

      Эффективность процесса подготовки спортсмена в современных условиях, использованием средств и методов комплексного контроля, его цели и разновидности. Содержание и организация этапного, текущего и оперативного контроля, оценка состояния спортсмена.

      реферат , добавлен 10.11.2009

      Обоснование проблемы совершенствования физической подготовленности юных спортсменов. Учёт возрастных особенностей футболистов при построении учебно-тренировочного процесса. Определение уровня физической и технической подготовленности спортсменов.

      курсовая работа , добавлен 20.05.2011

      дипломная работа , добавлен 09.02.2009

      Общие основы спортивной подготовки легкоатлета. Особенности эффективной физической, технической, тактической и теоретической подготовки легкоатлета. Анализ общей и специальной физической подготовки спортсменов. Характеристика тренировочного процесса.

      реферат , добавлен 27.02.2010

      Понятие, принципы педагогического контроля, особенности и принципы его реализации в соревновательной деятельности спортсменов. Моделирование и модельные характеристики в гандболе. Соревновательная деятельность в системе спортивной подготовки гандболистов.

    КОНТРОЛЬ В СПОРТЕЭто средство получения информации о
    состоянии системы спортивной подготовки
    Целью контроля является оптимизация
    процесса подготовки и соревновательной
    деятельности на основе объективной оценки 1
    1)
    различных
    сторон
    подготовленности
    спортсмена:(технической,
    физической,
    тактической,
    психологической)
    и
    функциональных
    возможностей
    систем
    организма спортсменов;
    2) различных сторон и условий процесса

    Основные задачи контроля

    Основные задачи контроля
    оценка состояний спортсменов;
    оценка уровня их подготовленности;
    оценка выполнения планов спортивной
    подготовки (по нагрузке и обеспечению) ;
    оценка выполнения соревновательной
    деятельности;

    Требования к контролю

    Объективность (достоверность полученной
    информации не зависит от контролера);
    Информативность(получение максимума
    информации при мин. затратах);
    Валидность (результат контроля отражает
    именно то свойство, которое мы хотим
    проверить и оценить);
    Доступность (простота процедуры контроля);
    Контроль должен быть не разрушающим.

    виды контроля:

    виды контроля:
    этапный (оценка долговременного
    тренировочного эффекта (в течение ряда лет,
    макроцикла, периода, этапа);
    текущий (оценка текущих состояний
    (следствие нагрузки серии занятий,
    тренировочных или соревновательных
    микроциклов);
    оперативный (оценка оперативного
    состояния, срочных реакций организма
    спортсмена на нагрузки в ходе отдельного
    тренировочного занятия).

    виды контроля:

    виды контроля:
    Входной(предварительный)
    контроль: оценка исходного уровня
    подготовленности спортсменов;
    Итоговый контроль: оценка уровня
    подготовленности спортсменов по
    результатам проделанной работы за
    определенный промежуток времени
    (результаты главных соревнований)

    Показатели входного контроля являются
    исходными данными для анализа динамики
    изменения результатов спортсменов.
    По
    результатам
    итогового
    контроля
    определяется индивидуальный кумулятивный
    показатель конкретного спортсмена и его
    рейтинговая оценка.

    виды контроля: (по содержанию и направленности)

    углубленный;
    избирательный и локальный контроль;
    в зависимости от применяемых средств и
    методов: педагогический (оценка уровня техникотактической и физической подготовленности,
    особенности выступлений в соревнованиях,
    динамика спортивных результатов);
    социально-психологический (особенности
    личности спортсмена);
    медико-биологический;
    комплексный контроль.

    Контроль соревновательной деятельности

    Выявляет сильные и слабые стороны
    подготовленности спортсменов путем
    сравнения полученных результатов с
    запланированными, а также с
    показанными ранее, и с результатами
    соперников.

    Контроль уровня подготовленности спортсменов

    Контроль уровня подготовленности
    спортсменов
    В техническом плане - объем и разносторонность
    техники, степень ее реализации в соревновательной
    обстановке и устойчивость к сбивающим факторам.
    Этапный контроль показывает изменения в технике,
    наступающие в силу кумулятивного эффекта.
    Текущий - изменения в отдельных фазах, частях
    спортивного движения.
    Оперативный - изменения в технике (срочные реакции в
    процессе одного занятия)

    10. В тактическом плане количественные и качественные составляющие тактического мастерства спортсменов, а также разносторонность, рацион

    В тактическом плане количественные и
    качественные составляющие тактического
    мастерства спортсменов, а также
    разносторонность, рациональность и
    эффективность тактических действий.

    11. Контроль физической подготовленности

    Оценка уровня ОФП (необходимый уровень
    физического развития и гармоничного развития
    всех физических качеств);
    оценка уровня развития специальных
    физических качеств определяющих спортивный
    результат. (скоростных, силовых, скоростносиловых, координационных качеств, гибкости,
    выносливости, "взрывной" силы и др.).

    12. Контроль состояния функциональных систем

    Оценка ССС, дыхательной, ЦНС, ОДА,
    сенсорных систем, обмена веществ и др.;
    Оценка резервов функциональных систем;
    Выявление лимитирующих звеньев.

    13. В психологическом плане

    В психологическом плане
    Оценка личностных и морально-волевых качеств, обеспечивающих
    достижение высоких спортивных результатов на соревнованиях;
    стабильность выступления на соревнованиях с участием соперников
    высокой квалификации, умение показывать высокие результаты на
    главных соревнованиях;
    сосредоточенность внимания в связи со спецификой вида спорта и
    различных соревновательных ситуациях;
    способность управлять уровнем возбуждения непосредственно перед и в
    ходе соревнований (устойчивость к стрессовым ситуациям);
    степень восприятия параметров движений, способность к
    психологической регуляции мышечной координации, восприятию и
    переработке информации;
    возможность анализаторской деятельности, сенсомоторных реакций,
    пространственно-временной антиципации,
    способность к формированию опережающих решений в условиях
    дефицита времени и др.

    14. Теоретическая подготовка

    оценка уровня специальных знаний:
    по избранному виду спорта (правила соревнований,
    регламента соревнований, особенности инвентаря и др.);
    по организации и проведения спортивной тренировки,
    психофизиологических реакций организма спортсменов на
    нагрузки, связанные с их тренировочной и соревновательной
    деятельностью;
    биомеханических характеристик спортивных движений
    и т.д.

    15. Рис.1 Состояния организма спортсмена и виды контроля в управлении спортивной тренировкой

    Рис.1 Состояния организма спортсмена и виды контроля в
    управлении спортивной тренировкой
    rostokpao.ru - Спортивный портал - Rostokpao